«Не обращайтесь к овот и идоним» (19:31). От имени Провидца из Люблина передавали, что слово «овот» нужно понимать как «желания» (как сказано «Не желали вы (ло авитем) подняться»), а слово «идоним» — как знания (йедиот). Здесь есть намек для евреев: в изучении Торы недостаточно только правильного желания и знания, нужно в добавок исполнять ее практически.
Преподавание Торы ученикам тоже считается ее практическим исполнением, поскольку с помощью этого в них закладываются ее основы и принципы. Я слышал удивительную историю о выдающемся преподавателе. Ее стоит рассказать, чтобы извлечь из нее урок и наставление.
Речь идет об учителе в религиозной школе (хедере). Директор школы засвидетельствовал, что за тридцать лет преподавания этот учитель ни разу не опоздал к началу урока. Значимость каждой секунды была для него очевидной, и все его коллеги признавали в нем того, кто просто не способен опоздать на урок.
И вот, — рассказывает директор, — однажды случилось так, что этот учитель не прибыл в восемь часов к началу занятий, а опоздал на четверть часа. Это было столь необычно, что я не мог не спросить его, чем этот день отличается от остальных… точнее, что в этот день не так, как за прошедшие тридцать лет?
Учитель ответил, что ночью в его доме произошло ограбление, что вызвало у него большое горе и заставило задержаться, не позволив придти вовремя.
«Желаю вам, чтобы Всевышний восполнил убытки и вернул вам украденное имущество», — сказал директор. В тот же момент учитель встал с места и ответил: «Да разве нужны мне утешения из-за украденного имущества? Уж не думаете ли вы, дорогой директор, что это из-за материальных потерь я так страдаю, что опаздываю на урок?»
Теперь уже директор не понимал, что тот имеет в виду. «Что же в таком случае причиняет вам страдания?» — удивился он. Учитель стал объяснять: «Верно, что в ходе ограбления из моего дома были украдены серебро и дорогие украшения, но не в этом беда. Я ведь знаю, что все финансовые вопросы решаются для человека в Рош а-Шана. Все приходит с Небес, и о том нечего жалеть.
О чем же я тогда жалею? Дело в том, что в последние дни я проводил контрольную работу в классе. А вы ведь знаете, что я вкладываю много сил в проверку ответов, стараясь дать каждому ученику наиболее точную оценку. Иногда я добавляю кое-что к ответам ребенка, пишу для него замечания, которые побудят его более усердно учить Тору. Короче, проверка для меня — не просто проверка, а очень глубокое дело.
И вот вчера я с большими усилиями закончил проверять десятки контрольных работ, и положил их стопку в свой портфель. Одному Б-гу известно, сколько труда я вложил в это дело. Встав утром и увидев признаки ограбления, я первым делом бросился проверять не драгоценности, а портфель с контрольными. Едва я увидел, что его тоже украли, у меня чуть душа не отлетела. Я все никак не мог успокоиться, что контрольные пропали. Вот почему я опоздал в школу на четверть часа».
Теперь директор понял, что же имел в виду учитель, и что утешения по поводу имущества были неуместны.
Рав Берл Набутовский
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь