Темы: Наказание, Гедалия Спинадель, Египет, Фараон, Благодарность, Казни Египетские
Часто люди возмущенно задают вопрос себе или другим, за что Творец наказал казнями и лишением имущества всех египтян? Ведь виноват, — говорят они, — только фараон, который не отпускал евреев. Да и фараон не виноват, поскольку Творец сам сказал, что лишил его свободы воли в Своих целях!.. Давайте разберемся.
Согласно законам Ноаха — то есть законам для всех людей, как учит Тора — и Десяти Заповедям еврейскому народу, египтянам полагалась смертная казнь за «кражу» — похищение человека и продажу в рабство. Так и при похищении сегодня с целью выкупа или обмена на других пленников — полагается смертная казнь всем, кто к этому имеет отношение. Как должны нести равную ответственность вор и те, кто стояли на стреме и укрывали краденое.
И еще есть отягчающие обстоятельства преступлений египтян против евреев:
Они поработили целый свободный народ безо всякой его вины — не на войне, и так далее.
Мало того, египтяне были обязаны Йосефу жизнью и богатством.
И поэтому сами ради благословения своему народу пригласили его семью жить в Египте.
Много лет этот народ жил рядом с ними, не причиняя им никакого вреда.
Кто-то может сказать, что египтяне не знали о Законах Ноаха, соответственно не принимали их на себя, и незнание закона снимает с них вину или облегчает ее, что неверно. Но есть и вторая вина, за которую египтянам, безусловно, полагалась смертная казнь — это массовое убийство. В частности, убийство младенцев! Ответственность за массовое порабощение еврейского народа, сынов Израиля, и убийства несли все египтяне, поскольку принимали в этом активное участие, получая от этого выгоду. И е выступали против решений фараона. А отсутствие протестного движения нельзя оправдать тем, что в те времена это было опасно для жизни и главное — бесполезно. На основе множества примеров выступлений против отдельных законов и действий государства, как и самой тирании, в разные исторические эпохи и в наши дни, мы знаем: это не бесполезно!
В еврейской традиции есть принцип, что нет «посланника в преступном действии» — преступник не может снять с себя вину тем, что ему было приказано, а он всего лишь исполнитель. За преступление отвечают все его исполнители. К тому же решению однозначно пришли, например, судьи Нюрнбергского процесса, и это является общепринятым в современном международном праве — это закон всех людей! И он соответствует еврейскому праву, подобно тому как «Декларация прав человека», подписанная почти всеми цивилизованными странами, создана на основе Десяти Заповедей Моисея.
И, несмотря на все это, Милосердный Владыка мира дал египтянам возможность спастись от наказания… К фараону, по воле Творца, обратились евреи и попросили отпустить народ, и если бы они отпустили, египтяне избегли бы наказания. Но не отпускали народ ни по его просьбе, ни по велению Творца. Хотя уже на третьей казни маги фараона признали, что именно от Него исходят наказания. И фараон просил Моше помолиться Б-гу, чтобы прекратил казнь, начиная со второй казни. После этого говорить о лишении фараона свободы воли на шестой казни уже излишне, свое наказание Египет заслужил еще раньше. Впрочем, укрепление сердца как раз дало фараону силу осуществлять свои желания, свою волю — несмотря на все удары. И потом «справедливость Б-га, свою вину и вину всего своего народа» фараон, глава Египта признал во время седьмой казни! Он признал коллективную ответственность всего народа в преступлении — хотя его никто об это не спрашивал и не просил. После этого недоумевать, почему или за что наказаны все египтяне, не приходится.
По справедливости, им всем полагалась смерть, но Творец ограничил наказание только гибелью старших, ответственных за семью — первенцев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»