Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Часто люди возмущенно задают вопрос себе или другим, за что Творец наказал казнями и лишением имущества всех египтян? Ведь виноват, — говорят они, — только фараон, который не отпускал евреев. Да и фараон не виноват, поскольку Творец сам сказал, что лишил его свободы воли в Своих целях!.. Давайте разберемся.

Согласно законам Ноаха — то есть законам для всех людей, как учит Тора — и Десяти Заповедям еврейскому народу, египтянам полагалась смертная казнь за «кражу» — похищение человека и продажу в рабство. Так и при похищении сегодня с целью выкупа или обмена на других пленников — полагается смертная казнь всем, кто к этому имеет отношение. Как должны нести равную ответственность вор и те, кто стояли на стреме и укрывали краденое.

И еще есть отягчающие обстоятельства преступлений египтян против евреев:

Они поработили целый свободный народ безо всякой его вины — не на войне, и так далее.

Мало того, египтяне были обязаны Йосефу жизнью и богатством.

И поэтому сами ради благословения своему народу пригласили его семью жить в Египте.

Много лет этот народ жил рядом с ними, не причиняя им никакого вреда.

Кто-то может сказать, что египтяне не знали о Законах Ноаха, соответственно не принимали их на себя, и незнание закона снимает с них вину или облегчает ее, что неверно. Но есть и вторая вина, за которую египтянам, безусловно, полагалась смертная казнь — это массовое убийство. В частности, убийство младенцев! Ответственность за массовое порабощение еврейского народа, сынов Израиля, и убийства несли все египтяне, поскольку принимали в этом активное участие, получая от этого выгоду. И е выступали против решений фараона. А отсутствие протестного движения нельзя оправдать тем, что в те времена это было опасно для жизни и главное — бесполезно. На основе множества примеров выступлений против отдельных законов и действий государства, как и самой тирании, в разные исторические эпохи и в наши дни, мы знаем: это не бесполезно!

В еврейской традиции есть принцип, что нет «посланника в преступном действии» — преступник не может снять с себя вину тем, что ему было приказано, а он всего лишь исполнитель. За преступление отвечают все его исполнители. К тому же решению однозначно пришли, например, судьи Нюрнбергского процесса, и это является общепринятым в современном международном праве — это закон всех людей! И он соответствует еврейскому праву, подобно тому как «Декларация прав человека», подписанная почти всеми цивилизованными странами, создана на основе Десяти Заповедей Моисея.

И, несмотря на все это, Милосердный Владыка мира дал египтянам возможность спастись от наказания… К фараону, по воле Творца, обратились евреи и попросили отпустить народ, и если бы они отпустили, египтяне избегли бы наказания. Но не отпускали народ ни по его просьбе, ни по велению Творца. Хотя уже на третьей казни маги фараона признали, что именно от Него исходят наказания. И фараон просил Моше помолиться Б-гу, чтобы прекратил казнь, начиная со второй казни. После этого говорить о лишении фараона свободы воли на шестой казни уже излишне, свое наказание Египет заслужил еще раньше. Впрочем, укрепление сердца как раз дало фараону силу осуществлять свои желания, свою волю — несмотря на все удары. И потом «справедливость Б-га, свою вину и вину всего своего народа» фараон, глава Египта признал во время седьмой казни! Он признал коллективную ответственность всего народа в преступлении — хотя его никто об это не спрашивал и не просил. После этого недоумевать, почему или за что наказаны все египтяне, не приходится.

По справедливости, им всем полагалась смерть, но Творец ограничил наказание только гибелью старших, ответственных за семью — первенцев.


Холокост — Катастрофа европейского еврейства — невиданная в истории человечества трагедия, геноцид, унесший жизнь шести миллионов евреев стран Европы, из которых полтора миллиона уничтоженных были еврейские дети… Читать дальше

Тора говорит о Холокосте…

Мирьям Климовская

Многие люди спрашивают: «Где был Б-г во время Катастрофы? Как Он смог допустить гибель стольких невинных и праведных людей?» Но все события, происходившие в то страшное время, были предсказаны Им тысячи лет назад. Достаточно открыть Тору, чтобы понять: Он только выполнял Свое обещание, как бы это ни было больно осознавать. Но вместе с Катастрофой были также предсказаны пути спасения от нее и возмездие палачам…

Спасение Торы из огня Катастрофы 1: Благочестие польского еврейства

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Вопреки всем объективным обстоятельствам в гит­леровском и сталинском аду Провидение уберегло и освободило самых выдающихся знатоков Торы Старого Света. Их последующее влияние фактически преобра­зило лицо мирового еврейства.

Как смогу я видеть бедствие, которое постигнет народ мой?

Сара Шапиро,
из цикла «Как смогу я видеть бедствие...»

Рассказ о р. Ицхаке и Рэхе Штернбух из Швейцарии, которые спасли от уничтожения десятки тысяч евреев. Основано на книге Heroine of Rescue, новая редакция — Сара Шапиро

Черный обелиск, или История об антисоветском памятнике

Михаил Володин

Пророки предупреждают о Катастрофе

Мирьям Климовская

Пророки видели будущее еврейского народа на многие поколения вперед. События Холокоста также не сокрыты от них.

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот.ру

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

Все для Босса 79. Не забудь!

Рухама Шайн,
из цикла «Все для Босса»

Рухома покидает гостеприимное местечко Мир. Его обитателей ждет трагическая участь.

«Я принадлежу моему другу, а мой друг мне» (часть первая)

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Я принадлежу моему другу, а мой друг — мне»

Рав Ицхак Зильбер рассказывает о самопожертвовании и освящении Имени Творца. Величие еврейского народа строится из кирпичиков самопожертвования миллионов конкретных людей. Душераздирающие истории освящения Имени как ничто иное демонстрируют истинность любви евреев к Творцу.