Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если будешь много заниматься Торой, Всевышний поможет тебе преодолеть злое стремление»Бэмидбар Рабба, Насо
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?

Для подъема души Баруха Шнайдера з/л

Творец стал укреплять «сердце фараона», чтобы не отпускал евреев, лишая его свободы выбора — или, наоборот, помогая поступать, как тот хочет. Но почему Он стал это делать именно после шестой казни?

Предложу общий ответ:

Когда фараон прошел больше половины пути из намеченных десяти остановок, его желание и поведение стало вполне определенным — он не жалел людей: ни евреев, ни свой народ, ради утверждения себя и своей власти, противостоя воле Творца. Для демонстрации постоянства нужно троекратное повторение, но АШем Милосердный ждал до шести раз.

Если так, почему шестой казнью избрана эта?

В главе Ваера (9:8,9) Б-г говорит Моше и Аарону взять полные пригоршни печной золы, чтобы бросил ее Моше к небу перед глазами фараона. И она превратится в пыль, которая осядет на всем Египте, и когда попадет на человека или зверя, возникнет воспаление с нарывами.

При первой встрече Творец дал Моше для подтверждения того, что он Его посланник, три знака: превращение воды в кровь, посоха в змею и обратно и покрытие руки проказой, а потом ее излечение. Они показывают власть Творца над плодородием и пропитанием человека, над жизнью и смертью и над здоровьем и болезнью. Аналогично делятся девять казней.

А десятая — конец, смерть грешника.

Шестая казнь поражает тело, подобно вшам, но если те только слегка покусывают, хотя и этого хватило, чтобы маги фараона сказали фараону «это палец Б-га», то печная зола жжет как печь. На этот раз, если бы Творец не укрепил сердце фараона, он бы сдался от пытки, которая касалась его лично (как фараон, который взял к себе Сару) — как не пришли к нему теперь его маги.

Комментаторы обсуждают природу слова פיח, понимая его, как зола или пепел. Интересно, зачем, брошенная к небу, она превращается в пыль, оседающую потом во всем Египте?

Слово «пыль», אבק, авак встречается в Торе еще один раз в Дварим (28:24): «Обратит Б-г дождь земли твоей в пыль и прах, и станет он падать с неба, чтобы тебя уничтожить». Здесь тоже авак падает с неба, принося несчастье. Еще к корню авак относят слово ваиавек, которое описывает ночное столкновение Якова с «человеком». Тут тоже наказание и негатив.

Попробуем интерпретировать странное слово פיח. Его гематрия 98 образует слово צח — «ясный» или חץ — «стрела». Этот пепел превращается в стрелы, которые жалят, пронзают нарывами тела людей.

Можно его прочесть и так: — חפי — уста хет, где буква хет может указывать на восемь, надмирное пространство — поэтому пепел подбрасывают к небу, где он меняет свою природу. И становится ясно, как будто «уста говорят» — что казнь от Б-га. Или ясно, что это наказание за грех, хет, חטא.

А перед седьмой казнью градом Творец велит Моше сказать фараону: «На этот раз пошлю кары Мои прямо в сердце твое, и слуг твоих, и твоего народа, чтобы вы узнали — нет во всем мире подобного Мне».

Что значит «прямо в сердце»? «И фараон призвал Моше и фараона, и сказал им: Виноват я на этот раз! Справедлив Б-г! А я и народ мой неправы» (Шмот, 9:27).

На этот раз фараон не только понял, но и сказал. Сказать правду — это совсем другой уровень осознания! И о нем предупреждал АШем.

Но фараон признал неправоту слишком поздно. И когда после этого не изменил поведения — его участь, которой не позавидуешь, была решена!

Задумаемся о судьбе фараона…

Египет был «страной рабов/страной господ». Одни стремились не быть рабами, другие — господами — поэтому не мог быть самостоятельным и свободным. Как после революции в России учили грамоте на фразах: «Мы не рабы. Рабы не мы». А выйти из Египта, который в сердце, как учат мудрецы, можно лишь — добровольно признавая себя рабом Творца, а не рабом людей.

История с фараоном добавляет важный акцент. Надо приучать с раннего детства к чувствам и словам «извини и прости». Но, чтобы не вымучивать это из себя, надо научиться просить прощения сразу! Ради обиженного, ради себя и ради утешения Творца — который создал нас обоих по Своему образу.

Понимая, что извинение не умаляет, а совершенствует и возвышает. Просить извинения, даже если не ощущают вины — ведь, когда ощутят, может быть поздно…

Сознание ответственности перед людьми воспитывает и ежедневное «прости» в молитве перед Б-гом. Ведь мы не делаем по отношению к Нему и к людям всего, что должны и могли бы…


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?