Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Саранча

Нашествие саранчи было восьмой казнью Египетской из тех десяти, которые обрушил Всевышний на фараона и его народ.

Основная цель чудес Б-га в Египте была не только и не столько заставить Фараона отпустить евреев из Египта, сколько показать величие чудес Б-га. И издевательство над Египтом тоже «продемонстрировало» величие руки Б-га. Эти чудеса останутся в памяти народа навсегда.

Непонятно: Египет был наказан, но где здесь издевательство над ним? Есть интересный мидраш, который говорит: одному человеку было положено по закону одно из трех наказаний: либо выплатить очень крупный денежный штраф, либо получить 100 ударов плетью, либо — съесть протухшую рыбу целиком…

Преступнику предоставили самому выбрать себе наказание. Он подумал и решил: деньги отдавать жалко, удары плетью — больно, лучше съесть рыбу. Ничего страшного — помучаться несколько минут. Начал есть тухлую рыбу, мучился, мучился и, съев около трёх четвертей, понял, что больше ему не осилить никак. Поэтому попросил суд заменить ему это наказание на удары плетью, ведь платить такую большую сумму все-таки жалко. Но уже после восьмидесятого удара он понял, что выдержать больше не в состоянии. Судьи сказали: тогда плати всю сумму! Так он, в конце концов, был подвергнут всем трем наказаниям. Так и фараон: привел страну к полной разрухе и к тому же был вынужден отпустить евреев. Так фараон был «выставлен в нелепом свете». Это ли не издевательство?

Восьмой египетской казнью стала саранча. Творец сообщил Моше: подобного нашествия египетская земля еще не знала, да и в будущем такого уже не будет.

Моше передал Фараону предупреждение Б-га: все то, что сохранилось или выросло на полях после ужасного града, будет непременно съедено саранчой. Сказав это, Моше покинул царский дворец, по словам Рамбана — чтобы оставить Фараона наедине с его советниками, не смущать их своим присутствием. Придворные незамедлительно стали убеждать царя отпустить евреев прежде, чем страна погибнет окончательно. Фараон согласился, но, понимая, что, скорее всего, обратно евреи не вернутся, объявил Моше, что отпустит только взрослых. «А детям-то зачем идти в пустыню, это опасно для них, да и скот зачем брать?» Напоминает, как Советская власть делала все, чтобы искоренить среди евреев веру в Б-га, и главной целью было — максимально «оградить» от Б-га именно молодёжь, новое поколение. Моше не соглашается, и на следующий день начинается нашествие саранчи. Восточный ветер принёс в Египет такие густые тучи «летучей смерти», что солнечные лучи не могли пробиться к земле.

Мидраш рассказывает, как благодаря нашествию саранчи был разрешен территориальный спор с соседней страной — все увидели границу, которую саранча не пересекала. Но мы же помним, что ещё во время нашествия лягушек таким же образом были улажены все территориальные споры между Египтом и его соседями. Рав Ицхак Зильбер объяснял это согласно мнению одного известного иерусалимского раввина — во время страшного града, смешанного с огнём, все пограничные метки и ограды были полностью уничтожены.

Итак, саранча съела всю растительность в Египте, как на полях, так и в садах. Это страшная вещь: до того — зеленые кроны деревьев и сочные луга, а после — совершенно пустая земля и сухие изъеденные стволы деревьев. Фараон безотлагательно вызывает к себе Моше и Аарона. Он умоляет удалить из страны эту ужасную «смерть» (Шмот 10, 17). Здесь сам собой напрашивается вопрос: зачем Фараону было так торопиться и просить Моше остановить нашествие, ведь на тот момент от зеленого Египта, в принципе, уже ничего не осталось? Моё мнение: Фараон опасался, что, не найдя больше корма на полях и в садах, саранча проникнет на все продуктовые склады Египта и после этого спасти страну от голода будет уже невозможно.

Моше обращается к Творцу с молитвой, и Всевышний исполняет просьбу пророка — поднялся ураганный западный ветер, который унёс всех насекомых и сбросил их в море. Интересно, что мидраш рассказывает, как египтяне собирали саранчу, солили и мариновали её в бочках как редкий деликатес. Так вот, ветер, унёсший живую саранчу, унёс и всю законсервированную.

Но и после этого Б-г «ожесточил сердце Фараона, и он не отпустил сынов Исраэля» (Шмот 10, 20). Моше по приказу Всевышнего поднимает руку к Небесам, и вся страна погружается в непроницаемую тьму — и Тьма египетская стала девятой египетской казнью.

Выводить материалы