Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Из книги «Хлеб, Огонь и Вода»

Книгу р. Сиблигера «Хлеб, Огонь и Вода» о законах семейной чистоты, отделения халы и зажигании субботних свечей, можно приобрести в нашем офисе.

«От начатка вашего теста хлебную лепешку возносите в возношение; как возношение с гумна, так возносите ее. От начатка вашего теста давайте Г‑споду возношение в поколениях ваших» (Бемидбар, 15:20-21).

Сефер а-хинух (мицва 385) так объясняет эту заповедь: «Поскольку жизнь в человеке поддерживает пища, а основной, главной пищей является хлеб, Всевышний, предписав нам действия, связанные с приготовлением хлеба, дал нам тем самым заповедь, которая постоянно выполняется заново. Благодаря отделению халы (так называется отделяемый кусок теста) на нашем хлебе всегда пребывает благословение, а мы приобретаем заслугу выполнения заповеди. Так что наш хлеб становится пищей не только для тела, но и для души».

Предисловие

Заповедь отделения халы — это предписание отделять небольшой кусок от теста, принадлежащего еврею и приготовленного из одного из пяти видов злаков: пшеницы, ячменя, полбы, овса и ржи. Этот кусок называется хала. Согласно закону, халу полагается отдавать коэну (священнослужителю) и только коэну разрешается есть испеченный из нее хлеб, если и он, и хала ритуально чисты.

Так и поступали евреи во времена, когда соблюдались законы ритуальной чистоты. В наши дни, когда такой возможности нет и все мы, в том числе коэны, пребываем в ритуальной нечистоте, халу сжигают.

Тесто, от которого не была отделена хала, и какие бы то ни было изделия из него (не только хлеб, но и печенья и торты) есть запрещено.

1. На ком лежит обязанность отделять халу?

Заповедь отделения халы от теста обязательна для каждого еврея, но основная ответственность за ее выполнение лежит на женщине — хозяйке дома. В случае, если женщина не имеет возможности выполнить эту заповедь, халу — по ее поручению — может отделить любой взрослый. Отделение ребенком недействительно.

2. От какого количества теста отделяют халу?

Обязанность произнести благословение на отделение халы от теста и выполнить это отделение оговаривается рядом условий.

А. Благословение на отделение халы произносится, если соблюдены все следующие условия:

· Тесто приготовлено из 2,250 кг муки или более·.

· Тесто замешено на воде, оливковом масле, пчелином меду, молоке или вине.

· Все тесто или его часть будет испечено в печи или на сковороде без добавления жидкости.

Б. Без благословения хала отделяется в следующих случаях:

· Для замешивания теста использовано более 1,200 кг муки, но менее 2,250 кг·.

· Тесто замешено без применения воды, оливкового масла, пчелиного меда, молока или вина.

В. Не отделяют халу в следующих случаях:

· Для замешивания теста использовано менее 1,200 кг муки.

· Все тесто приготовлено только для варки или для жарки в глубоком масле (например, для пельменей или пончиков). Некоторые отделяют халу и в этом случае, но без благословения.

В случае, когда часть теста (даже меньшая) испечена или поджарена на сковороде, следует отделить халу от всего теста. При этом при наличии условий, перечисленных в п. А, необходимо произнести благословение на отделение халы.

3. Когда отделяют халу?

Халу от крутого теста отделяют до выпечки, от жидкого — после. В случае, если от крутого теста до выпечки халу не отделили, необходимо сделать это после выпечки.

В шабат отделение халы запрещено.

Если перед шабатомхалу отделить забыли, часть выпечки (несколько большую, чем та, что обычно отделяется — см. п. 4) оставляют до исхода шабата и затем отделяют от нее халу. Остальное можно есть в шабат. Но это правило распространяется только на тесто, замешенное вне Эрец-Исраэль.

В случае, когда тесто приготовлено в Эрец-Исраэль и перед шабатомхала от него не отделена, в шабат выпечку из него есть нельзя, а халу следует отделить после шабата.

Этот закон действителен и для йом тов, если тесто замешено еще в будни. Если же тесто замешено в праздник, халу от него отделяют в тот же день (даже в Эрец-Исраэль), но сжигают отделенное — на исходе йом тов (см. п. 4).

4. Как отделяют халу?

Кусок теста, отделяемый в качестве халы, должен равняться приблизительно половине яйца.

В случаях, когда полагается произнести благословение (см. п. 2), говорят следующее:

בָּרוּ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶ הָעוֹלָם
אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ וְצִוָּנוּ לְהַפְרִישׁ חַלָּה.

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а‑олам ашер кидшану бе‑мицвотав

ве‑цивану леафриш хала

Благословен Ты, Г‑сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам отделять халу.

Затем говорят: «Пусть это станет хала» — и, отделив халу, сжигают ее или, тщательно завернув, кладут в мусорное ведро.

5. Соединение нескольких порций теста

При наличии нескольких порций теста (или выпеченных мучных изделий) одного вида, количество муки в которых достигает объема, нужного для отделения халы, только в сумме, их надо объединить. Для этого все порции (или все изделия — см. п. 3) кладут в одну емкость или, скажем, на скатерть, прикрыв этой же скатертью, и отделяют халу, произнеся благословение.

В такой же ситуации, когда порции теста или изделия, количество муки в которых по отдельности не достигает объема, требуемого для отделения халы, состоят из разных видов теста, надо посоветоваться с раввином.

6. Хала упала в тесто

Если после отделения хала упала в тесто и смешалась с ним, необходимо обратиться за советом к раввину.



· Некоторые произносят благословение на отделение халы от теста из 1,666 кг муки и более.

· Напоминаем: некоторые произносят благословение на отделение халы от теста из 1,666 кг муки и более (см. сноску к п. А).


Хлеб использовался во время служения в Храме. И в наше время употребление хлеба уподобляется священнодействию и поэтому требует соблюдения множества законов и ритуалов. Усилия по производству хлеба можно назвать моделью духовных усилий, необходимых, чтобы реализовать на практике то, что написано в тексте Торы, и тем самым — заполнить Светом свою душу. Хлеб это — модель служения Вс-вышнему, практической реализации Его заповедей Читать дальше

О заповеди приношения в Храм двух хлебов и первых плодов нового урожая

Рав Лейб-Нахман Злотник

На протяжении многих веков к нашей великой скорби мы остаемся без Храма и без многих заповедей, которые будет возможно исполнять только тогда, когда возобновится храмовое служение. В изучении таких заповедей есть особенная важность

Кидуш и халы

Арье Лев

Неделя пролетает мигом. Вот уже солнце пятницы клонится к закату, женщины зажигают субботние свечи и накрывают праздничный стол. Возвращающихся после молитвы мужчин встречают веселые огоньки свечей, вино да вкусно пахнущие, но до своего часа скромно накрытые халы.

Кицур Шульхан Арух 48. Законы благословений на пищу, изготовленную из пяти видов злаков

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Книга Заповедей. Заповеди «Не делай»: 186-190

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Запрет мяса в молоке - "Не вари козленка в молоке матери его.."

Мидраш рассказывает. Недельная глава Трума

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Строительство Мишкана - переносного Храма

Краткие законы соблюдения субботы 4. Законы лэхем мишнэ

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Каждый раз при употреблении хлеба в шаббат следует произнести благословение, положив на стол две целых халы или булочки. Это правило распространяется на женщин и мужчин.

Предисловие и общее содержание книги Ваикра

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В первой книге Б-жественной Торы рассказано о сотворении мира из ничего, о том, как сменяли друг друга первые поколения, и о том, как родились и жили наши святые праотцы. Рассказ о них доведен до того момента, как Яаков и его дети спустились в Египет.

Кицур Шульхан Арух 77. Законы Киддуша и трапезы вечером и днем

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Помни день Субботний, чтобы освятить его