Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Ссуда и запрет процентов — Рибит

Тора запрещает евреям ссуды под проценты, и запрет взимать проценты распространяется как на заимодавца, так и на должника.

Запрет взимать проценты распространяется не только на заимодавца, но и на должника. Тора запрещает не только предоставлять ссуду под проценты, но и возвращать одолженную сумму денег с процентами, даже если это происходит добровольно.

Общие сведения

Тора запрещает нам давать ссуду под проценты.

Написано (Шмот 22:24): «Когда даешь деньги в долг, бедным у тебя, то не становись для него лихоимцем и не налагай на него лихвы (процентов)».

И еще (Ваикра 25:35-36): «Если обеднеет твой брат и постигнет его нужда, то поддержи его… Не бери с него лихвы и роста, бойся своего Всевышнего — и оживет у тебя твой брат».

Таким образом, один из 613 основных законов Торы повелевает давать еврею деньги в долг (если он в них нуждается и просит об этом) без взимания процентов.

В данном случае лихвой— или процентами мы называем любое превышение суммы долга при его возврате.

Торе противна сама идея использования займа для получения финансовой выгоды.

Более того, поскольку цель Торы — морально возвысить евреев, закон о процентах с этой точки зрения занимает особое место в общей системе моральных правил, ибо помогает человеку достигнуть более высокого уровня сострадания и сопричастности к нуждам и чувствам окружающих людей.

Еврей всегда обязан помочь своему ближнему. Если можно оказать безвозмездную помощь (цдака) — то надо оказать ее, исходя из своих возможностей. Когда другой еврей просит дать ссуду и мы можем ее дать, то нельзя отклоняться от этой заповеди.

Ссуда не унижает достоинства человека, поэтому часто она предпочтительней цдаки.

Но нельзя ни давать, ни брать ссуду под проценты. Важно, что запрет взимания процентов распространяется на все случаи, независимо от материального состояния обеих сторон!

И даже если берущий деньги в долг добровольно предлагает вернуть взятые деньги с процентом, заимодавцу запрещено принимать его условие.

Тонкости и детали запрета

Процент с долга запрещен Торой, процент от покупки или от продажи в кредит запрещен постановлениями мудрецов.

Даже если один человек заявляет, что он может одолжить другому сумму, сняв ее с банковской программы, но тот должен компенсировать ему потерю прибыли, — даже такой случай называется лихвой, запрещенной нашими законами!

В среде религиозных евреев даже простое «спасибо» за одолженные деньги считается содержащим намек на выдачу процентов. Поэтому предпочтительная форма благодарности — «Да удостойся ты новой заповеди!»«Тизке лемицвот!»

Только если оба участвуют в совместном предприятии, деля между собой его прибыли и потери, им разрешается получать проценты с вложенных денег.

Это правило (которое называется «иска») позволяет нам брать ссуды в израильских банках, считающих нас своими компаньонами.

Исходя из этого правила между сторонами заключается специальный договор о партнерстве — этер-иска, на основе которого работают многие бизнес-компании как в Израиле, так и компании, принадлежащие евреям во всем мире.

Законам, регламентирующим все виды ссуд, посвящена целая глава Талмуда в трактате «Бава Мециа», а также специальный раздел в Шульхан Арухе.

Указанная заповедь наглядно иллюстрирует высокую этику законов Торы, в которой сказано (Дварим 4:8): «У какого другого великого народа законы так же справедливы!»

Запрет взимания процента относится ко всем сторонам, участвующим в финансовой операции

Запрет взимания процента распространяется на всех лиц, участвующих в выдаче ссуды (займа, кредита): на заимодавца, получателя ссуды, гарантов сделки, свидетелей, составителей документа и всех прочих, которые помогают в получении ссуды.

Особенно об этом надо помнить нерелигиозным участникам операций по займу: светскому адвокату и его секретарям; лицам, работающим в еврейских кредитных компаниях, и т.д.

Если взята процентная ссуда

Допустим, некий еврей взял в долг (или дал в долг) деньги под процент, не зная, что так поступать запрещено. Как только он узнает об этом запрете, ему нельзя платить (или принимать) проценты.

Прежнее обязательство выплаты процента автоматически аннулируется. Возвратить можно только сам капитал минус уже уплаченный процент.

Возврат полученного процента

Если еврей успел получить процент от предоставленной им ссуды, то возникает вопрос, должен ли он его вернуть или нет.

Вещевые займы и процент

Запрет взимания процента распространяется не только на денежные ссуды, но и на вещевые займы (продукты питания, промтовары и пр.), т.е. на все те случаи, когда вещи или полностью используются должником (обещавшим вернуть замену), или подлежат возврату.

Пример.

Женщина, одолжившая крупу у соседки, или торговец, взявший товар взаймы у другого торговца разрешенным способом, не обязаны возвращать большее количество товара, чем они заняли.

Ссуда, взятая на очень короткое время

Запрет взимания процента распространяется также и на те ссуды, которые были взяты на очень короткое время, буквально на несколько часов.

Дополнительные выплаты в случае сомнения

Если вы не помните точный размер своего долга, вам разрешается вернуть более крупную сумму. Проблема взимания процента здесь не возникает, даже если затем выяснится, что в действительности вы выплатили больше, чем взяли.

Выводить материалы

Тора и бизнес. Закон о беспроцентной ссуде

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»

Запрет взимать проценты распространяется не только на заимодавца, но и на должника. Тора запрещает не только предоставлять ссуду под проценты, но и возвращать одолженную сумму денег с процентами, даже если это происходит добровольно.

Можно ли рассматривать предоставление потребительского кредита как вложение в бизнес?

Рав Яков Шуб

Можно ли брать ссуду на личные нужды, если не имеешь доходного предприятия?

Тора и бизнес. Этер-иска — партнерство при займе

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»

Запрет Торы получать проценты прекрасно уживается с современной экономикой. Две стороны могут заключить между собой договор этер-иска , который позволяет получать плоды от прибыли и защищает от нарушения заповеди.

Ита Минкина

Отказ нищего

Тора и бизнес. Ссуда с косвенной выгодой для заимодавца

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»

Нельзя обуславливать выдачу ссуды каким-либо действием. Например, просить получателя походатайствовать за заимодавца, либо требовать предоставить подарок третьей стороне.

Я одолжил банковские сбережения племяннику, нарушил ли я запрет брать процент?

Рав Бенцион Зильбер

Как же тогда одалживать?

Учитель должен быть уверен, что ученики его понимают. Мишпатим

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Нельзя игнорировать нужды отстающих учеников. Примеры из жизни великих раввинов.

Тора и бизнес. Покупка в кредит

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»

В век кредитных карт приобретение товаров в рассрочку стало повседневным явлением. Если цена при оплате в кредит выше обычной, считается, что в данной ситуации нарушается запрет Торы на взимание процентов.

Тора и бизнес. Определение понятия запрещенного процента (рибит)

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»

Процент — это не только сумма, возвращаемая сверх займа. Под это понятие подпадают и излишняя вежливость, проявленная по отношению к заимодавцу, продажа ему товаров по сниженным расценкам и многое другое.

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Можно ли брать ипотеку на дом или кредит в банке?

Рав Бенцион Зильбер

Ведь в Торе есть запрет брать в рост…

Можно ли одалживать деньги, которые я положил в копилку для благотворительной организации?

Рав Яков Шуб

А разменивать деньги из копилки?