Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Душа человека — как пламя свечи: иногда горит ярко, иногда гаснет»Бешт
Тема

Долги

Оглавление

Возвращение долгов [↑]

Кроме того, что возвращение долгов является непреложной обязанностью любого человека, возвращая долг, человек исполняет важную заповедь Торы. В нашей статье речь пойдет об этой заповеди. За основу взята глава из книги «Аават Хэсэд» рава Исраэля Меира а-Коэна, которого часто называют «Хафец Хаим» — по названию другой его известной книги.

Отдать долг — заповедь [↑]

Сказали наши мудрецы: «отдать долг — заповедь» (Ктубот 86а). Как не может человек освободить себя от выполнения любого другого предписания Торы, так он не может освободить себя от уплаты долга. В Талмуде (Бава Меция 113 б) сказано: тому, у кого нет возможности выплатить долг, члены местного раввинского суда расписывают выплаты так, чтобы он смог вернуть в рассрочку всю ссуду, которую взял. Ему оставляют средства на то, чтобы он мог нормально питаться в течение 30 дней, и на то, чтобы он мог нормально одеваться в течение 12 месяцев, плюс — на расходы, которые ему необходимы для заработка: инструменты, материалы и т.д. А всё остальное продают, чтобы выплатить его долги.

«Не обирай ближнего твоего…» [↑]

Тот, у которого есть деньги, но он не торопится выплатить долги, нарушает запрет Торы «Не обирай ближнего твоего» (Ваикра 19:13). И так постановляет Шулхан Арух (Хошен Мишпат 359:8): «Что значит “не обирай ближнего своего”? Это когда имущество одного человека разрешенным образом попало в руки другого, а когда первый востребовал его, второй отказывается его возвращать. Например, когда первый ссудил второго деньгами».

«И не будь нечестивцем сам перед собой…» [↑]

В Мидраше («Бемидбар Раба», 18:12) сказано: «Четырех Тора называет нечестивцами, и один из них — тот, кто получил ссуду и не желает ее вернуть, как сказано: “Берет взаймы нечестивый и не платит…” (Теилим 37:21)». Сама Тора называет неплательщика «нечестивым»… И этот великий позор человек навлекает на себя сам. А насколько велик этот позор будет в Мире Истины, когда о нем станет известно миллионам воинств, как это описано в каббалистических книгах. Недобросовестный должник пытается скрыть свою проблему от окружающих, но Творцу всё открыто и всё известно. И об этом сказали наши мудрецы: «…не будь нечестивцем сам перед собой…» (Авот 2:13).

Неблагодарность [↑]

Невозвращение долга — по сути, то же воровство, когда человек завладевает чужим имуществом, которое ему по закону не полагается. Но невозвращение долга является ещё большим злом, чем воровство или разбой. Ведь человек, давший ссуду и оторвавший от себя необходимые ему самому средства, пошел навстречу тому, кто просил взаймы, с искренним желанием помочь. Чем же отплатил ему человек, взявший деньги в долг и не желающий их возвращать? Он не только незаконно присваивает чужое имущество, он проявляет черную неблагодарность по отношению к тому, кто ему протянул руку помощи в трудный час. Нет, наверное, более страшного порока, чем неблагодарность, плата злом за добро.

Осквернение Имени Творца [↑]

А если неплательщик — мудрец Торы, то кроме тяжкого греха невозвращения долга он совершает еще один — оскверняет Имя Творца, как сказано: «И не оскверняйте святого имени Моего…» (Ваикра 22:32). В Талмуде (Йома 86 а) приводится пример осквернения Имени: некто взял товар у продавца и не заплатил сразу. Речь идет о том, кто всего лишь задержал плату. Каков же грех того, кто не возвращает долг вообще?!

«Берет взаймы нечестивый и не платит…» [↑]

Шулхан Арух (Хошен Мишпат 97:4) постановляет: «Запрещено взять ссуду и потратить ее на те цели, ради которых она была дана, если, когда придет время выплаты, у должника не будет, чем вернуть. Тот, кто поступает так, называется нечестивцем». Тем более — тот, у кого есть деньги, но он не возвращает долг! Комментируя это, Виленский Гаон указывает на слова мудрецов в Авот 2:9,10:

Он (раби Йоханан бен-Закай) сказал им (своим ученикам): «Выйдите и посмотрите, каков (основной) путь зла, от которого человек должен отдалиться?»… Раби Шимон сказал: «Тот, кто не возвращает то, что брал взаймы. Это рассматривается, как будто он не возвращает долг не человеку, а Всевышнему, как сказано: “Берет взаймы нечестивый и не платит, а праведник оказывает милость (кредитору) и дает (возвращает ему долг нечестивца)” (Теилим 37:21)».

Раши поясняет: Всевышний вернет деньги кредитору; таким образом, получается, что неплательщик «обкрадывает» Самого Творца, «вынуждая» Творца возвращать кредитору долг вместо него.

«Спасение скоро придет…» [↑]

Имущество, которое по закону принадлежит другим, не может принести счастья. Об этом сказано: «…тот, кто нажил богатство путем неправедным: в средине дней его уйдет… от него…» (Ирмияу 17:11). Причем слово «уйдет» относится и к богатству, и к человеку, который его нажил неправедно: бывает, что богатство оставляет человека, а бывает, что богатство остается, а человек «уходит». Сказали мудрецы: «Если взял не свое, твое заберут у тебя!» (Дэрэх Эрец Зута 3).

Человек обязан заботиться о том, чтобы имущество ближнего не пострадало, как сказано: «Сказано тебе, человек, что добро и что Господь требует от тебя: только вершить правосудие…» (Миха 6:8). Ведь это правосудие — справедливый закон: не делать того, что может причинить зло ближнему. И те, кто поступает согласно правосудию, приближают спасение еврейскому народу, как сказано: «…Храните правосудие и творите справедливость, ибо спасение Мое скоро придет и справедливость моя проявится» (Йешаяу 56:1).

Выводить материалы

Десять самых популярных вопросов о возвышении души умершего

Рав Яков Шуб

Что делать, если покойный задолжал людям деньги?

Если кто-то несет тяжесть, помогите ему. Ки теце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.

Тора и бизнес. Возврат долга

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора обязывать евреев помогать нуждающимся и ссужать им деньги. Получатель займа обязан взять лишь ту сумму, которую он сможет вернуть. Дающий в долг должен настоять на составлении расписки, которая будет иметь юридическую силу.

Книга заповедей. Заповеди «делай»: 141-150

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Аннулирование долгов в субботний год, взыскание долгов, дар коэну и многое другое

Как правильно одалживать людям деньги, чтобы потом не остаться «без штанов»?

Рав Яков Шуб

Давать деньги взаймы — обязанность?!

Тора и бизнес. Закон о беспроцентной ссуде

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Запрет взимать проценты распространяется не только на заимодавца, но и на должника. Тора запрещает не только предоставлять ссуду под проценты, но и возвращать одолженную сумму денег с процентами, даже если это происходит добровольно.

Тора и бизнес. Заем предметов

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

На заем предметов распространяются те же ограничения, что и на заем денег. При займе вещей следует вернуть предметы, совпадающие по количественным характеристикам с теми, которые были одолжены. Дополнительная проблема — что делать, если ко времени возврата стоимость предметов возросла?

Кицур Шульхан Арух 179. Законы займов

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух