Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Долги

Оглавление

Возвращение долгов [↑]

Кроме того, что возвращение долгов является непреложной обязанностью любого человека, возвращая долг, человек исполняет важную заповедь Торы. В нашей статье речь пойдет об этой заповеди. За основу взята глава из книги «Аават Хэсэд» рава Исраэля Меира а-Коэна, которого часто называют «Хафец Хаим» — по названию другой его известной книги.

Отдать долг — заповедь [↑]

Сказали наши мудрецы: «отдать долг — заповедь» (Ктубот 86а). Как не может человек освободить себя от выполнения любого другого предписания Торы, так он не может освободить себя от уплаты долга. В Талмуде (Бава Меция 113 б) сказано: тому, у кого нет возможности выплатить долг, члены местного раввинского суда расписывают выплаты так, чтобы он смог вернуть в рассрочку всю ссуду, которую взял. Ему оставляют средства на то, чтобы он мог нормально питаться в течение 30 дней, и на то, чтобы он мог нормально одеваться в течение 12 месяцев, плюс — на расходы, которые ему необходимы для заработка: инструменты, материалы и т.д. А всё остальное продают, чтобы выплатить его долги.

«Не обирай ближнего твоего…» [↑]

Тот, у которого есть деньги, но он не торопится выплатить долги, нарушает запрет Торы «Не обирай ближнего твоего» (Ваикра 19:13). И так постановляет Шулхан Арух (Хошен Мишпат 359:8): «Что значит “не обирай ближнего своего”? Это когда имущество одного человека разрешенным образом попало в руки другого, а когда первый востребовал его, второй отказывается его возвращать. Например, когда первый ссудил второго деньгами».

«И не будь нечестивцем сам перед собой…» [↑]

В Мидраше («Бемидбар Раба», 18:12) сказано: «Четырех Тора называет нечестивцами, и один из них — тот, кто получил ссуду и не желает ее вернуть, как сказано: “Берет взаймы нечестивый и не платит…” (Теилим 37:21)». Сама Тора называет неплательщика «нечестивым»… И этот великий позор человек навлекает на себя сам. А насколько велик этот позор будет в Мире Истины, когда о нем станет известно миллионам воинств, как это описано в каббалистических книгах. Недобросовестный должник пытается скрыть свою проблему от окружающих, но Творцу всё открыто и всё известно. И об этом сказали наши мудрецы: «…не будь нечестивцем сам перед собой…» (Авот 2:13).

Неблагодарность [↑]

Невозвращение долга — по сути, то же воровство, когда человек завладевает чужим имуществом, которое ему по закону не полагается. Но невозвращение долга является ещё большим злом, чем воровство или разбой. Ведь человек, давший ссуду и оторвавший от себя необходимые ему самому средства, пошел навстречу тому, кто просил взаймы, с искренним желанием помочь. Чем же отплатил ему человек, взявший деньги в долг и не желающий их возвращать? Он не только незаконно присваивает чужое имущество, он проявляет черную неблагодарность по отношению к тому, кто ему протянул руку помощи в трудный час. Нет, наверное, более страшного порока, чем неблагодарность, плата злом за добро.

Осквернение Имени Творца [↑]

А если неплательщик — мудрец Торы, то кроме тяжкого греха невозвращения долга он совершает еще один — оскверняет Имя Творца, как сказано: «И не оскверняйте святого имени Моего…» (Ваикра 22:32). В Талмуде (Йома 86 а) приводится пример осквернения Имени: некто взял товар у продавца и не заплатил сразу. Речь идет о том, кто всего лишь задержал плату. Каков же грех того, кто не возвращает долг вообще?!

«Берет взаймы нечестивый и не платит…» [↑]

Шулхан Арух (Хошен Мишпат 97:4) постановляет: «Запрещено взять ссуду и потратить ее на те цели, ради которых она была дана, если, когда придет время выплаты, у должника не будет, чем вернуть. Тот, кто поступает так, называется нечестивцем». Тем более — тот, у кого есть деньги, но он не возвращает долг! Комментируя это, Виленский Гаон указывает на слова мудрецов в Авот 2:9,10:

Он (раби Йоханан бен-Закай) сказал им (своим ученикам): «Выйдите и посмотрите, каков (основной) путь зла, от которого человек должен отдалиться?»… Раби Шимон сказал: «Тот, кто не возвращает то, что брал взаймы. Это рассматривается, как будто он не возвращает долг не человеку, а Всевышнему, как сказано: “Берет взаймы нечестивый и не платит, а праведник оказывает милость (кредитору) и дает (возвращает ему долг нечестивца)” (Теилим 37:21)».

Раши поясняет: Всевышний вернет деньги кредитору; таким образом, получается, что неплательщик «обкрадывает» Самого Творца, «вынуждая» Творца возвращать кредитору долг вместо него.

«Спасение скоро придет…» [↑]

Имущество, которое по закону принадлежит другим, не может принести счастья. Об этом сказано: «…тот, кто нажил богатство путем неправедным: в средине дней его уйдет… от него…» (Ирмияу 17:11). Причем слово «уйдет» относится и к богатству, и к человеку, который его нажил неправедно: бывает, что богатство оставляет человека, а бывает, что богатство остается, а человек «уходит». Сказали мудрецы: «Если взял не свое, твое заберут у тебя!» (Дэрэх Эрец Зута 3).

Человек обязан заботиться о том, чтобы имущество ближнего не пострадало, как сказано: «Сказано тебе, человек, что добро и что Господь требует от тебя: только вершить правосудие…» (Миха 6:8). Ведь это правосудие — справедливый закон: не делать того, что может причинить зло ближнему. И те, кто поступает согласно правосудию, приближают спасение еврейскому народу, как сказано: «…Храните правосудие и творите справедливость, ибо спасение Мое скоро придет и справедливость моя проявится» (Йешаяу 56:1).

Выводить материалы

В конце этого года все долги прощаются. Как спасти деньги?

Рав Яков Шуб

Должна ли женщина делать просбуль?

Тора и бизнес. Закон о беспроцентной ссуде

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Запрет взимать проценты распространяется не только на заимодавца, но и на должника. Тора запрещает не только предоставлять ссуду под проценты, но и возвращать одолженную сумму денег с процентами, даже если это происходит добровольно.

Тора и бизнес. Взять в долг без согласия владельца

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Нельзя брать чужие вещи без согласия владельца. Такая ситуация классифицируется Торой как воровство. Если в прошлом владелец многократно давал разрешение на пользование этой вещью, ее можно взять при соблюдении нескольких условий.

Заповеди, связанные с запретом насилия и свободой человека

Рав Арье Кармель

Запреты насилия, причинения ущерба, ограничения свободы и вторжения в частную жизнь. Когда люди, забывая, что они созданы по подобию Б-га, наносят друг другу физический или моральный ущерб, они тем самым нарушают принцип Торы — принцип справедливости. Оскорбить человека, лишить его уважения к самому себе — это, согласно Торе, тяжкое преступление.