Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Легче избавить Израиль от изгнания, чем изгнание от Израиля»Раби Мендл из Коцка
Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.

ЕСЛИ УВИДИШЬ ОСЛА ИЛИ БЫКА ТВОЕГО БРАТА, КОТОРЫЕ УПАЛИ [под ношей] НА ДОРОГУ, НЕ ОТВОРАЧИВАЙСЯ, ПОДНИМИ ИХ С НИМ (Дварим, 22:4)

  • 1. Вы обязаны помочь нагрузить или разгрузить животное, если увидели того, кто нуждается в помощи. Не делать это — нарушение запрета Торы (Хошен мишпат).
  • 2. Хинух добавляет: то же относится к человеку с непосильной ношей. Если кто-то несет тяжесть, помогите ему.
  • 3. Если одному нужно помочь нагрузить животное, а другому — разгрузить, сначала надо разгрузить, ведь пока это не сделали, животное страдает. Но Талмуд (Бава мециа) учит: если другу нужно помочь разгружать, а тому, кого вы не любите — нагружать, сначала помогите врагу, чтобы преодолеть свои злые чувства (Хошен мишпат). Когда вы помогаете тому, кого не любите, действие влияет на чувство, и вы начинаете любить этого человека (Михтав меЭлияѓу).

Минхат хинух объясняет: это допустимо, хотя не сокращает страдания животного, поскольку можно использовать животных для своих физических нужд, даже если они при этом страдают. Но запрещено их мучить без необходимости. Тем более можно допустить страдание животного ради духовной необходимости, чтобы преодолеть ненависть к ближним.

  • 4. Вы обязаны помогать человеку столько раз, сколько ему требуется.
  • 5. Арух ашулхан (Хошен мишпат) пишет: эта заповедь обязывает помогать тому, у кого сломалась телега, а сам не может справиться. Эта помощь еще актуальнее сегодня — когда у человека в пути встала машина, и он не может ее завести.

КОГДА ПОСТРОИШЬ НОВЫЙ ДОМ, СДЕЛАЙ ОГРАДУ ВОКРУГ КРЫШИ, ЧТОБЫ НИКТО НЕ УПАЛ, И ТЫ НЕ НАВЛЕК КРОВИ НА СВОЙ ДОМ (Дварим 22:8)

Тора обязывает убрать из наших владений все, что представляет опасность, чтобы не причинить страдания людям. Вот основные законы, раскрывающие эту заповедь:

  • 1. Если крыша вашего дома плоская, ее надо окружить оградой высотой не менее десяти ладоней (около метра), достаточно прочной, чтобы на нее можно было опереться и не упасть (Хошен мишпат и Арух ашулхан).
  • 2. Делая ограду вокруг крыши, произносят благословение: «… ашер кидшану бемицвотав вецивану лаасот маакэ» — «который освятил нас Своими заповедями и повелел делать ограду» (Хаей адам; см. Арух ашулхан, Хошен мишпат).
  • 3. Лестница, начиная с десяти ладоней, тоже требует перил (Хаей адам).
  • 4. Кто не делает ограды на плоской крыше, не выполняет заповедь, требующую действия, и нарушает запрет (Хошен мишпат). Но крыша, которой не пользуются, не нуждается в ограде (Хазон Иш, Хошен мишпат, Ликутим).
  • 5. Кто берет дом на съем, обязан сделать ограду на крыше (Хошен мишпат).
  • 6. Кто роет в своем владении колодец или яму, обязан обнести их оградой или закрывать, чтобы никто в них не упал (Хошен мишпат). Но при этом не требуется особого благословения (как при установке ограды на крыше) (Хаей адам).
  • 7. Надо убирать из владений все, что представляет смертельную опасность (Хошен мишпат) (в наше время это, например, обнаженный провод под током). Поэтому нельзя держать дома злую собаку или сломанную лестницу (Шаарей тшува).

НЕ ПАШИ ВМЕСТЕ НА БЫКЕ И ОСЛЕ (Дварим, 22:10)

Тора запрещает пахать на двух животных разного вида вместе. Хинух объясняет, что это мучит их обоих. Каждому требуется пара того же вида. Хинух добавляет, что это относится и к людям. Не следует поручать выполнять одно дело двум людям, которые не могут работать вместе.

НЕ ВОЙДУТ АММОНИТЯНИН И МОАВИТЯНИН В ОБЩИНУ ГОСПОДА. ДАЖЕ ДЕСЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ НЕ ВОЙДЕТ К ВАМ ВОВЕКИ В ОБЩИНУ ГОСПОДА, ИБО НЕ ВСТРЕТИЛИ ВАС ХЛЕБОМ И ВОДОЙ ПО ДОРОГЕ, КОГДА ВЫ ВЫХОДИЛИ ИЗ ЕГИПТА (Дварим, 23:4,5)

Раби Шимон сказал от имени раби Элиэзера, что из этого текста мы узнаем о наказании тем, кто не делает добро. Сорок лет странствий по пустыне у евреев были ман, падающий с неба, перепела и вода из колодца, который передвигался вместе с ними. Облака защищали их от солнца, а огненный столп указывал им дорогу — короче, было все необходимое для жизни. Но правила гостеприимства требуют, чтобы человека с дороги встретили едой и питьем. За отказ проявить гостеприимство к евреям аммонитяне и моавитяне были наказаны тем, что их мужчинам (даже если они принимали еврейство) было запрещено жениться на еврейках — входить в общину Господа (Йевамот). Это наказание тем, кто отказался сделать доброе дело, даже когда оно не было необходимо. Насколько же больше наказание тем, кто недобр к людям, которые нуждаются в доброте (Ваикра раба).

ПОМНИ, ЧТО СДЕЛАЛ ГОСПОДЬ, БОГ ТВОЙ, МИРЬЯМ ПО ПУТИ, КОГДА ВЫ ВЫХОДИЛИ ИЗ ЕГИПТА (Дварим, 24:9)

В письме к общественности Хафец Хаим цитирует Рамбана, который объясняет, что этот стих обязывает нас говорить детям и будущим поколениям, как предосудительно злословие (лашон ара). Мы должны сделать общеизвестным, как плохо говорить о других. Людям надо осознать, что прекратить злословить не просто похвально — это наша первейшая обязанность! К несчастью, слишком много евреев, соблюдающих другие мицвот, ведут себя так, будто к ним это не относится. Даже те, кто внимательно исполняет эту заповедь, похоже, гораздо меньше расстраиваются, когда услышат или скажут лашон ара, чем когда случайно съедят свинину. Поэтому мы должны учить людей тяжести греха лашон ара. Более того, приучая их не говорить это, вам самим будет легче следить за словами (Михтевей Хафец Хаим).

Если этот стих учит нас не говорить лашон ара, возникает вопрос, почему Тора плохо говорит о Мирьям? Рав Симха Зисель Зив пишет, что этим она учит нас важному принципу: разрешается сообщить о ком-то негативную информацию, если единственная цель этого — научить других праведному поведению. На примере ее незначительной ошибки (лишь поделилась чувствами о Моше с их братом) мы узнаем, как внимательно нужно следить за языком, чтобы не сказать лашон ара.

Хафец Хаим пишет: если человек видит у кого-то плохие черты (например, самонадеянность и тщеславие, раздражительность, отсутствие упорства в занятиях Торой) и боится, что его дети или ученики могут подражать ему, разрешается предупредить их о его недостатках. Запрещено плохо говорить о людях, если цель — унизить и лишить уважения. А если цель — побудить людей не поступать так, то не только разрешается сообщить о его плохом поведении, но это мицва. Надо прямо сказать, зачем вы упоминаете о его плохих поступках, чтобы не было недопонимания.

Даже если вся община ведет себя неправильно, чтобы не дать ей влиять на кого-то, можно рассказать о ее недостатках.

Если вы были свидетелем неправильного поведения какого-то человека, можно сказать об этом в своем предупреждении, как о факте. Но если не видели, а только слышали об этом, так и надо сказать, предупреждая людей не поступать так: «Я слышал от других, что…».

ЕСЛИ ДАЕШЬ БЛИЖНЕМУ В ДОЛГ, НЕ ВХОДИ В ЕГО ДОМ, ЧТОБЫ ЗАБРАТЬ ЗАЛОГ. ПОСТОЙ СНАРУЖИ, ЧТОБЫ ВЫНЕС ЗАЛОГ ЧЕЛОВЕК, КОТОРОМУ ТЫ ДАЛ В ДОЛГ. А ЕСЛИ БЕДЕН ЭТОТ ЧЕЛОВЕК, НЕ ЛОЖИСЬ СПАТЬ С ЕГО ЗАЛОГОМ, НЕПРЕМЕННО ВОЗВРАТИ ЕМУ ЗАЛОГ, ЧТОБЫ, КОГДА ЗАЙДЕТ СОЛНЦЕ, ЛЕГ ОН [спать] В СВОЕЙ ОДЕЖДЕ И БЛАГОСЛОВИЛ ТЕБЯ. И БУДЕТ ЭТО ТЕБЕ ПРАВЕДНОСТЬЮ ПЕРЕД ГОСПОДОМ, БОГОМ ТВОИМ (Дварим, 24:10–13).

Вот основные законы, ограничивающие право кредитора брать у должника вещь в залог:

  • 1. Когда ссуда дана, кредитору запрещено входить в дом должника, чтобы взять что-то в залог (Хошен мишпат).
  • 2. Кредитор не может силой брать вещь в залог и вне дома должника (Хинух; Сефер меирот эйнаим; Хошен мишпат).
  • 3. Если кредитор хочет взять что-то в залог, он должен обратиться в раввинский суд, и суд назначит того, кто возьмет залог. Но и судебный исполнитель не имеет права входить в дом должника, а должен стоять снаружи и ждать, пока вынесет ему что-то (Хошен мишпат).
  • 4. Судебный исполнитель не может брать утварь, которая нужна для приготовления еды. Но если должник сам дает ему или кредитору, разрешается ее принять (там же).
  • 5. Запрещено брать залог у вдовы, когда ссуда дана, независимо от того, бедна она или богата (там же).
  • 6. Если должник беден, и ему надо пользоваться вещью, данной в залог, кредитор обязан ее вернуть (там же).,
  • 7. Ограничения в параграфах 1, 4 и 5 действуют только, если залог хотят взять, когда ссуда уже дана. Но если залог и ссуду дают одновременно, кредитор может войти в дом должника, чтобы получить залог, даже если вещью, которую дают в залог, пользуются для приготовления еды, а берет в долг вдова (Аѓават хесед).
  • 8. Кредитору запрещено пользоваться вещью, данной в залог, даже если должник дал ее по своей воле (там же).

В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ ДАЙ ЕМУ ПЛАТУ ДО ЗАХОДА СОЛНЦА, ПОТОМУ ЧТО ОН БЕДЕН И ДУША ЕГО ЖДЕТ ЕЕ, ЧТОБЫ НЕ ВОЗЗВАЛ ОН НА ТЕБЯ К ГОСПОДУ, И НЕ БЫЛО НА ТЕБЕ ГРЕХА (Дварим, 24:15)

Тора обязывает нас платить наемным работникам вовремя (Хинух). Отказ платить вовремя — нарушение позитивной и запрещающей заповедей (Ваикра, Хинух). Вот основные законы этой заповеди, как они изложены Хафец Хаимом:

  • 1. Если вы наняли кого-то выполнить работу (например, портного, кузнеца или плотника), и он заканчивает ее днем, надо заплатить до захода солнца, а если заканчивает ночью — то до утра (Аѓават хесед).
  • 2. Если работника наняли на неделю или месяц, нужно уплатить до наступления ночи последнего дня срока работы: недели или месяца (там же).
  • 3. Обязанность платить вовремя лежит и на том, кто берет что-то внаем, например, квартиру (там же).
  • 4. Даже ребенку, которого наняли выполнить поручение, например, посидеть с детьми или передать письмо, надо заплатить в день, когда кончил работу. Если речь идет о маленькой сумме, если не заплатить ее вовремя, может совсем об этом забыть. Это называется задержкой зарплаты, даже если сумма копеечная (Аѓават хесед; Нетив ѓахесед).
  • 5. Однако наниматель совершает нарушение только, если может, но не платит. И если он способен занять деньги и заплатить, обязан это сделать (Аѓават хесед).
  • 6. Отдавая вещь в починку, вы обязаны заплатить в день, когда ее вернут (там же).
  • 7. Если у нанимателя к моменту оплаты есть только часть денег, пусть заплатит ее сразу и в том случае, если остальное сможет дать с опозданием (Аѓават хесед).
  • 8. Наниматель нарушает эту заповедь, только если работник просит заплатить, а он вовремя не платит. Но если даже не просит, по ѓалахическому мнению, он все равно должен платить вовремя — делая это, он выполняет позитивную заповедь.
  • 9. Если вы заранее знаете, что не сумеете вовремя заплатить, можно нанимать работника только, если вы заранее его об этом предупредили (там же).
  • 10. Оплата отсроченным чеком не считается оплатой вовремя. Так разрешается платить только, если работник не возражает (Мицвот ѓайом).

Хафец Хаим говорил, что есть два вида торговцев. Одни столь неискусны, что портят даже лучшие товары, а другие могут заработать даже на том, что те выкидывают.

То же с мицвот. Одни пользуются каждой возможностью исполнить заповедь, а другие дают пройти мимо них сотням возможностей. Исполняйте мицву платить работникам вовремя. Многие всегда так делают, не сознавая, что это мицва. Делайте это, имея в виду, что исполняете мицву (Амуд ахесед).

Печатники варшавской типографии, где выпустили несколько книг Хафец Хаима, рассказывали его сыну, что его отец всегда платил вовремя. Был случай, когда кто-то увидел перед самым началом субботы, что Хафец Хаим бежит по переулку. Приближалось время зажигать свечи, и он удивился, почему рав так поздно вне дома. Оказалось, один из рабочих уже покинул типографию, когда Хафец Хаим пришел заплатить. Поэтому он взял адрес этого работника и побежал к нему домой, чтобы отдать деньги до наступления субботы и не нарушить запрет (Михтевей Хафец Хаим).

ЕСЛИ ЗАСЛУЖИТ ПОБОИ ВИНОВНЫЙ, ПУСТЬ ПРИКАЖЕТ СУДЬЯ ПОЛОЖИТЬ ЕГО И БИТЬ ПЕРЕД НИМ, СОГЛАСНО ЕГО ВИНЕ, ОПРЕДЕЛЕННОЕ ЧИСЛО РАЗ. СОРОК УДАРОВ МОЖНО ДАТЬ, НЕ БОЛЬШЕ, ПОТОМУ ЧТО ЕСЛИ ПРИБАВЯТ УДАРОВ, БУДЕТ ТВОЙ БРАТ УНИЖЕН ПЕРЕД ТВОИМИ ГЛАЗАМИ (Дварим, 25:2,3).

Когда суд постановил наказать определенным числом ударов розгами, нельзя давать больше ударов. Тем более, если не было суда.

  • 1. Запрещено ударить даже того, кто начинает вас ругать и проклинать. Но если тот начнет вас бить первым, разрешается ответить, чтобы себя спасти. Но нельзя продолжать, когда он прекратит, если только он не начал драку опять. Даже если вам приходится бить кого-то, защищаясь, нельзя бить больше, чем необходимо (Шулхан арух арав).
  • 2. Если кто-то пытается вас обокрасть, разрешается бить его, чтобы помешать ему (там же).
  • 3. Запрещено бить человека, даже если он вам позволяет так делать (там же).
  • 4. Родителям разрешается бить детей, но только чтобы научить их правильно себя вести (там же).

Однажды устраивая свадьбу, рав Йехезкель Шрага Альберштам, раввин Шиновера, отстранил одного свидетеля, потому что за день до этого видел, как тот сердился на маленького мальчика и бил его по лицу. Поскольку бить — нарушение запрета Торы, за которое по суду наказывают розгами, тот не годился в свидетели, пока не сделал тшуву (не раскаялся). Запрещается бить даже маленьких детей, если только это не требуется для улучшения их поведения (Рав Хаим Ури Фрейнд).

ОТСЕКИ ЕЙ РУКУ, ПУСТЬ НЕ ПОЖАЛЕЮТ ТВОИ ГЛАЗА (Дварим, 25:12)

Нам заповедано спасать жизнь преследуемого даже ценой жизни преследователя. Если можно остановить убийство, только ранив преследователя, мы обязаны это сделать. А если и это не может предотвратить убийство, должны убить того, кто пытается совершить убийство (Хинух).

НЕ ДЕРЖИ В СУМКЕ ДВУХ ВИДОВ ВЕСОВ, БОЛЬШИХ И МЕНЬШИХ. ПУСТЬ НЕ БУДЕТ В ТВОЕМ ДОМЕ ДВУХ ВИДОВ МЕР, БОЛЬШЕЙ И МЕНЬШЕЙ. СОВЕРШЕННЫМ И СПРАВЕДЛИВЫМ ПУСТЬ БУДЕТ У ТЕБЯ ВЕС. ПУСТЬ У ТЕБЯ БУДЕТ СОВЕРШЕННАЯ И СПРАВЕДЛИВАЯ МЕРА, ЧТОБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ТВОИ НА ЗЕМЛЕ, КОТОРУЮ ДАЛ ТЕБЕ ГОСПОДЬ, ТВОЙ БОГ. ПОТОМУ ЧТО ПРОТИВНЫ БОГУ ВСЕ, КТО ТАК ДЕЛАЮТ, КТО ПОСТУПАЮТ НЕПРАВЕДНО (Дварим, 25:13–16).

Эти фразы запрещают нам держать у себя неточные гири и меры. Даже если мы ими не пользуемся, ими может воспользоваться кто-то другой, не зная, что они нестандартные (Хинух; Хошен мишпат).

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?