Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Заповедь из Торы требует давать в долг бедным евреям, как сказано: «Если деньги будешь ты одалживать народу Моему, бедному, который с тобой…». И хотя в стихе употреблено слово «если», знают мудрецы наши бы от своих учителей, что это «если» говорит не о праве, но об обязанности. Так говорится в сборнике Мидрашей «Мехильта»: «Если деньги будешь ты одалживать… — речь идет об обязанности. Об обязанности или только лишь о праве (ведь сказано: если)? Об этом говорит другой стих: “И возьми у него залог…” — то есть говорится именно о приказании».

Почему же сказано: «если»? Вот что имеется в виду: если уж ты будешь одалживать деньги, то одалживай Моему народу, а не неевреям. Кому же из «Моего народа»? Тем, которые «с тобой». Отсюда сделали вывод мудрецы наши благословенной памяти: бедняк, который является твоим родственником, имеет преимущественное право на заем, а бедняк твоего города — преимущественное право по сравнению с другими бедняками.

И заповедь дать бедному в долг — более важная заповедь, чем заповедь дать милостыню бедняку, просящему о ней, поскольку последний уже вынужден побираться, а просящий в долг пока еще не дошел до этой ступени.

И Тора гневается на того, кто отказывается одалживать деньги бедному, говоря: «И жадным ты будешь для брата твоего нищего…». Если же человек одалживает бедному, о нем говорит стих: «Тогда воззови, и Б-г ответит».

2. Если даже богатый человек нуждается в займе — заповедь требует дать ему в долг и помочь ему также и словами, дав совет, который будет ему полезен.

3. Запрещено давать в долг без свидетелей, даже знатоку Торы, кроме как в случае, когда заем происходит под залог. Лучше же давать в долг под расписку.

4. Запрещено настаивать на выплате должником долга, если кредитор знает, что у того сейчас нет денег. Даже проходить перед ним запрещено, поскольку тот будет стыдиться, видя своего кредитора и зная, что он не в состоянии выплатить долг, и об этом сказано: «…и не будь ему притеснителем».

5. И так же, как кредитору запрещено притеснять должника, запрещено должнику нарочно удерживать у себя деньги товарища, лежащие у него, и говорить: «Уходи и приходи завтра», — в том случае, если у него сейчас в действительности есть чем отдать, как сказано: «Не говори ближнему своему: Уходи и приходи».

6. Запрещено должнику, взяв денег в долг, растратить их без пользы, так, что они могут пропасть и нечем будет выплатить долг, даже в том случае, если кредитор — очень богатый человек. И делающий так называется злодеем, как сказано: «Занимает злодей и не платит». И заповедали мудрецы наши: «Да будут деньги товарища твоего важны для тебя, как твои». И если кредитор знает о должнике, что он обычно так поступает, то есть не заботится о чужих деньгах, лучше совсем не давать ему в долг, чем дать и быть вынужденным потом заставлять его выплатить долг, нарушая каждый раз запрет: «…и не будь ему притеснителем».

7. Дающий в долг под залог должен остерегаться пользоваться этим залогом, поскольку это использование залога напоминает взыскивание процентов. Если же человек дал в долг бедняку под залог мотыги, топора и т.д., которые можно сдавать в аренду за большую плату, а амортизация их очень мала — кредитор может сдавать эти вещи в аренду, не спрашивая разрешения должника, и вычитать арендную плату из суммы долга, поскольку мы можем полагаться на то, что должника это устраивает. Некоторые же говорят, что кредитор имеет право сдавать эти вещи в аренду только другим, но не себе, чтобы не подумали, что он пользуется этими вещами бесплатно, только за то, что дал хозяину этих вещей в долг.

8. Если кредитор хочет взять у должника залог не во время самого займа, а после этого, он может сделать это только под наблюдением раввинского суда.

9. Всегда следует человеку избегать роли поручителя при займе и роли хранителя залога, насколько это возможно.

10. Если у человека есть долговая расписка его товарища, и та расписка износилась и скоро станет неразборчивой, пусть этот человек придет в раввинский суд, где ему подтвердят эту расписку.

11. Запрещено держать в дому погашенную долговую расписку, как сказано: «НЕ сели в шатрах своих обман».

12. Как нужно очень бережно хранить данную тебе товарищем на хранение вещь, так очень бережно нужно хранить вещь, данную в залог, поскольку хранящий залог считается делающим это не в качестве услуги, а за плату. И так же, как взявший вещь просто на хранение не имеет права передать ее для хранения кому-то еще, как будет разъяснено в главе 189, так же и кредитор не имеет права передать залог кому-то другому на хранение, или дать его в залог кому-то еще, без согласия хозяина.

13. Если человек дает товарищу в долг под залог, имея в виду, что, если товарищ не отдаст ему денег к такому-то сроку, залог станет полностью принадлежать кредитору, то пусть он непременно скажет ему в момент займа: «Если ты не выкупишь эту вещь до такого-то срока, она станет считаться принадлежащей мне с сегодняшнего дня».

14. Если человек знает, что долен своему товарищу деньги, а товарищ говорит ему: «Я точно знаю, что ты мне ничего не должен!» — он не обязан платить ему долг, поскольку (даже если долг и был — перев.), товарищ его простил ему эти деньги.

15. Если должник собирается выплатить долг кредитору через посланника, то немедленно, когда он передает деньги посланнику, эти деньги становятся принадлежащими через того посланника непосредственно кредитору. И если теперь должник передумал и хочет забрать деньги обратно, а долг заплатить потом — ему запрещено это сделать, поскольку ему пришлось бы брать деньги у кредитора без его разрешения; и посланнику также запрещено возвратить их должнику.


Место евреев уникально среди народов, и наши политические концепции, основанные на Торе, также уникальны. В государстве, основанном на Торе, Закон превыше всего. Хотя многие истинно религиозные евреи сегодня стараются отдалиться от участия в политике, наличие в Израиле религиозных партий демонстрирует всем, насколько велико в стране число «евреев за Б-га» Читать дальше

Перед приходом Машиаха

Рав Эльхонон-Буним Вассерман,
из цикла «Перед приходом Машиаха»

Очерк "Перед приходом Машиаха", излагающий мнение Торы по политическим и социальным процессам современности. Был написан на идише в 1937 году и опубликован в начале 1939 года. Он был сразу же переведен на иврит, а впоследствии - и на многие другие языки

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Выборы в Израиле и Хафец Хаим

Хафец Хаим

Как известно, Толдот Йешурун и наш сайт не занимаются политикой, но мы не можем остаться в стороне от выборов, которые состоятся в Израиле через несколько дней. В связи с этим публикуем письмо крупнейшего раввина последнего века, создателя алахического кодекса законов «Мишна Брура», принятого всеми религиозными евреями, — раби Исраэля-Меира аКоэна из Радина. Дай Б-г, чтобы выборы в Израиле приблизили наш народ к избавлению. Нам представляется, что голосование — это личное дело каждого, а те, у кого есть вопросы, пусть спрашивают у своих раввинов.