Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Стоит ли говорить с детьми о деньгах?..

Во многих интеллигентных семьях поколениями родители внушали детям, что деньги — это грязь, что думать надо о вещах по-настоящему важных, а разговоры о деньгах считались мещанством. С тех пор жизнь во многом поменялась, но тема денег остается по-прежнему вне списка обсуждаемых с детьми тем. А вот эксперты утверждают, что даже пятилетние малыши могут начать учиться ответственно обращаться с деньгами, но чтобы это произошло — необходимо желание родителей.

Что для нас ценно?

Почему еврейские педагоги настаивают на том, чтобы родители не избегали финансовых тем при общении с детьми? Дело в том, что показывая детям, на что и как мы тратим наши деньги, мы даем им понять, что мы, родители, ценим больше всего. Если мы ценим еврейское образование, то мы платим за него. Если мы ценим поездки в парки развлечений — мы платим за эти поездки. Ценности Торы неотделимы от того, как мы обращаемся с деньгами.

Дети подхватывают отношение своих родителей к деньгам, внимательно наблюдая за их словами и действиями. Когда они видят, что их родители в день получения зарплаты откладывают деньги на маасер и обсуждают друг с другом, кому и как можно будет помочь в этом месяце, это производит впечатление. Если такие разговоры ведутся в семье, то естественным образом, дети, подрастая, будут откладывать часть подаренных им на праздники монет на цдаку.

Дети должны понять, что деньги — не самоцель, а ценный инструмент, при помощи которого мы выполняем те обязательства, которые на нас возложены. Родителям стоит подумать, как лучше сформулировать эту мысль, чтобы она несла позитивный настрой. Например: «Ашем дал нам заповеди, которые мы можем выполнить с помощью денег». «У нас есть возможность работать, чтобы заработать деньги. При помощи денег мы можем прокормить нашу семью, купить все необходимое для субботы и праздников — и помочь другим сделать то же самое».

Учим детей считать

Район, в котором живет семья, играет не последнюю роль в том, что дети узнают о деньгах. Например, в Иерусалиме — обычное дело: отправить ребенка в ближайший магазин со списком покупок — еще до того, как он научился его читать! Так дети узнают, что можно купить за деньги — и это первый шаг. Потом родители учат детей, как можно заработать. Еврейские педагоги советуют объяснять детям, что если кто-то делает для нас какую-то работу, мы им за это платим. Нет никакой необходимости тайно засовывать купюры в карман бейби-ситера. Пусть дети видят, что девушка работала: играла с ними, переодевала, кормила — а сейчас мама ей платит за работу.

К возрасту 8-9 лет ребенок уже достаточно большой, чтобы понять, в чем состоит и как работает идея накоплений. Более того — детей в этом возрасте можно посвящать в некоторые семейные финансовые решения. Например, перед праздником можно сказать детям: «У нас есть такая-то сумма денег (можно использовать ненастоящие деньги из “Монополии” или другой игры — для наглядности). На что мы ее потратим? Купим много новой одежды — или поедем все вместе в интересное место? Если мы все потратим на одежду, на поездку денег не останется…»

Можно предлагать детям участвовать и в составлении бюджета каких-то их праздников. Например, планируя бат-мицву, с девочкой можно обсудить, чего бы ей больше хотелось: сделать студийную запись ее исполнения песни — или по-особенному украсить зал? Пригласить ведущую — или заказать более изысканные блюда?

Даже гораздо раньше бат-мицвы или бар-мицвы дети должны выучить простую вещь: если у нас есть некоторая сумма, и мы ее потратим на что-то одно, то мы уже не сможем потратить ее на что-то другое. При кажущейся очевидности этой истины, бывают семьи, где родители начинают объяснять детям, что означает понятие «ограниченный бюджет» только в процессе подготовки к их свадьбе.

Чем чаще мы будем предлагать детям принимать взвешенные решения, связанные с расходом денежных средств, тем больше мы можем быть за них спокойны, отпуская их во взрослую жизнь. «Вот 15 шекелей. Ты можешь купить себе любые сладости или чипсы на дорогу. Но больше мы тратить сегодня не будем». Ребенку придется выбирать, что лучше: одно большое мороженное — или два пакетика чипсов и конфета в придачу. Можно и нескольким детям дать сумму, которую вы планируете потратить на сладости на субботу — и пусть они вместе выберут, решат, увидят результаты своего решения и сделают выводы.

Предотвратить зависть

Рано или поздно дети из тех семей, где ведут более скромный образ жизни, начнут замечать, что у сверстников что-то лучше, больше, вкуснее… Могут ли родители предотвратить зависть?

Независимо от того, кем вы работаете и сколько денег зарабатываете, всегда найдется кто-то, у кого денег больше — а значит, и больше материальных возможностей. То, как себя при этом будут чувствовать ваши дети — зависит от того, как вы сами смотрите на мир. Если вы, видя, что сосед купил новую машину, бросаете на нее восхищенный взгляд и (про себя, не вслух!) замечаете, что вы себе не можете позволить такую покупку — этого достаточно, чтобы ребенок считал ваши мысли и усомнился в искренности тех фраз, которые вы ему все время твердите: «мы благодарны за то, что у нас есть», «главное — у нас есть Тора», «счастье — не в деньгах, а в заповедях»…

В подростковом возрасте проблема зависти усугубляется свойственной этому периоду импульсивностью. Подростки по-прежнему ожидают от родителей, что те будут покупать им все, что они хотят. А если родители отклоняют их просьбы, подрастающие дети чувствуют себя ущемленными.

Желания или нужды?

Подростки хотят, чтобы их желания были у родителей на первом месте. Если вы не даете им то, чего они просят, они интерпретируют это как вашу нелюбовь. Важно объяснять детям, что есть вещи, которые нам нужны, и вещи, которые мы хотим получить. Мы должны платить арендную плату и оплачивать счет за воду — это, наверное, дети уже знают. Нам нужна новая, качественная, добротная одежда к празднику. Нужна ли одежда определенной фирмы, из определенного магазина? Это уже, наверное, относится к разряду желаний, а не необходимостей.

Впрочем, возможно, подросток воспринимает модный атрибут как нужду. Что ж — если он в детстве ходил покупать себе сладости на шабат и знает, что на 150 рублей можно купить одну дорогую шоколадку или три недорогих, то ему будет легко применить эту идею и в отношении одежды: «Вот такая-то сумма, которая у нас запланирована на твои обновки к празднику. Следующее обновление гардероба будет через полгода». Подросток выберет сам: купить ли ему одну вещь из модного магазина или несколько — из обычного.

На своем примере покажите детям, что, если нам хочется что-то приобрести, мы постепенно откладываем на это деньги. Скорее всего, дети последуют тому примеру, который видят в семье. Можно вскользь упомянуть, что вы копите на свадьбы детей или на семейный отдых. Почему вскользь? Потому что ребенку 11-19 лет важно ощутить, что он сам что-то узнал, обработал информацию и сделал вывод — а не получить этот вывод в виде наставления взрослого.

Взрослые проблемы и взрослые решения

Результаты недавно проведенного в США исследования показали, что только 21% родителей регулярно говорит со своими детьми о деньгах и финансах, и только 10% родителей выразили заинтересованность в том, чтобы обучить детей азам кредитования и инвестиций. Если так дела обстоят в США, где, как известно, «всем правит доллар», то можно предположить, что родители в России, Израиле и других странах тем более продолжают полагать, что детям рано думать о взрослых проблемах.

О проблемах — действительно, рано. Детей может серьезно травмировать информация о том, что их семья находится в финансовом кризисе, живет на цдаку, банковские счета арестованы — и т.п. Родители обязаны сделать все возможное, чтобы дети воспитывались в атмосфере стабильности и предсказуемости.

Но если дети, наоборот, растут в иллюзорном мире, где все блага появляются из некого рога изобилия, то финансовые кризисы и арестованные счета могут, не дай Б-г, стать их уделом, когда они вырастут и начнут жить самостоятельно, не имея никакого понятия о кредитных счетах, пенях и налогах.

***

Мы неизбежно тратим деньги, зарабатываем деньги, даем деньги, берем деньги… Важно, чтобы мы понимали сами и передали своим детям, что чем выше удовольствие, тем меньше он связано с деньгами. От некоторых вещей мы получаем удовольствие лишь короткое время, а другие продолжают нас радовать долго.

Мороженое съедается за несколько минут, одежда перестает вызывать сильные эмоции через несколько дней. Воспоминания, опыт и впечатления от походов, экскурсий, встреч с друзьями — живут годами. Удовольствия, полученные вовсе без применения финансов — от произведенной над собой работы, от помощи людям, от общения с Творцом, от выученной Торы, — питают нашу душу и остаются живы вместе с ней — бесконечно.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?