Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Цдака, Добрые дела, Помощь, Реувен Пятигорский
Цдака — подаяние, благотворительный акт оказания помощи нуждающимся. Одна из самых важных заповедей Торы, которая постановляет (Дварим 15): «Не ожесточай своего сердца, не закрывай руки перед неимущим братом… Давать ты должен ему, и да не будет досадно твоему сердцу, когда даешь ему, ибо за это благословит тебя Всевышний в любом деле… Раскрой свою руку перед твоим братом — бедным и нищим».
На Йом-Кипур мы произносим: «Раскаяние, молитва и цдака отводят плохое постановление неба (принятое на небе за наши проступки)». Как видим, благотворительность является важнейшим элементом нашего исправления. Мудрецы учат, что тому, кто милосерден, Всевышний тоже окажет милосердие. Поэтому считается, что всякий, помогающий нищим, никогда не обеднеет. С другой стороны, всякий, избегающий оказывать благотворительность, является грешником, даже если внешне он вполне благочестив. То есть, способность к состраданию — критерий нравственности души.
Сам акт помощи считается полезным как для берущего, так и для дающего подаяние. Один римлянин спросил раби Акиву (заведовавшего общественной кассой, куда собиралась цдака): «Если Всевышний любит бедных, отчего Он Сам не помогает им?». Мудрец ответил: «Чтобы оказать милость дающим».
Помощь бедным — забота не только каждого еврея. В любой общине издревле устраивали обязательный сбор средств в различные кассы: для покупки беднякам еды, распределения денежных средств, устройства приезжающих, помощи ученикам ешив и пр.
Благочестивые люди стараются давать цдаку так, чтобы берущий не знал, от кого получает, а дающий не знал, кто ему помогает, — чтобы не нанести урона чувству его достоинства. Впрочем, насколько важно помогать другим, настолько же важно стараться не зависеть от чужих: «Терпи любое стеснение, но не обращайся за помощью, если можешь помочь себе сам» (Рамбам). Поэтому самой высокой степенью обладает такой вид помощи, когда бедняка поддерживают не денежным подарком, едой или одеждой, а дают ему возможность самостоятельно прокормить себя — ссужают деньгами для открытия дела, устраивают на работу…
Раби Йосе бен Йоханан, иерусалимский мудрец, живший в начале второго века до принятой эры, сказал: «Открой свой дом настежь, да будут бедные у тебя как домочадцы» (Авот 1:2, 5).
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению