Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Подаяние, благотворительный акт оказания помощи нуждающимся. Одна из самых важных заповедей Торы, которая постановляет (Дварим 15): «Не ожесточай своего сердца, не закрывай руки перед неимущим братом… Давать ты должен ему, и да не будет досадно твоему сердцу, когда даешь ему, ибо за это благословит тебя Всевышний в любом деле… Раскрой свою руку перед твоим братом — бедным и нищим».

На Йом-Кипур мы произносим: «Раскаяние, молитва и цдака отводят плохое постановление неба (принятое на небе за наши проступки)». Как видим, благотворительность является важнейшим элементом нашего исправления. Мудрецы учат, что тому, кто милосерден, Всевышний тоже окажет милосердие. Поэтому считается, что всякий, помогающий нищим, никогда не обеднеет. С другой стороны, всякий, избегающий оказывать благотворительность, является грешником, даже если внешне он вполне благочестив. То есть, способность к состраданию — критерий нравственности души.

Сам акт помощи считается полезным как для берущего, так и для дающего подаяние. Один римлянин спросил раби Акиву (заведовавшего общественной кассой, куда собиралась цдака): «Если Всевышний любит бедных, отчего Он Сам не помогает им?». Мудрец ответил: «Чтобы оказать милость дающим».

Помощь бедным — забота не только каждого еврея. В любой общине издревле устраивали обязательный сбор средств в различные кассы: для покупки беднякам еды, распределения денежных средств, устройства приезжающих, помощи ученикам ешив и пр.

Благочестивые люди стараются давать цдаку так, чтобы берущий не знал, от кого получает, а дающий не знал, кто ему помогает, — чтобы не нанести урона чувству его достоинства. Впрочем, насколько важно помогать другим, настолько же важно стараться не зависеть от чужих: «Терпи любое стеснение, но не обращайся за помощью, если можешь помочь себе сам» (Рамбам). Поэтому самой высокой степенью обладает такой вид помощи, когда бедняка поддерживают не денежным подарком, едой или одеждой, а дают ему возможность самостоятельно прокормить себя — ссужают деньгами для открытия дела, устраивают на работу…

Раби Йосе бен Йоханан, иерусалимский мудрец, живший в начале второго века до принятой эры, сказал: «Открой свой дом настежь, да будут бедные у тебя как домочадцы» (Авот 1:2, 5).


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?