Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Если у еврея есть ослица, и она родила первенца — заповедь требует выкупить его. Чем его выкупают? Выкупают его козленком или ягненком, мужского или женского пола, большим или маленьким, беспорочным или имеющим изъян; он не должен только быть нежизнеспособным, зарезанным или вынутым из мертвой матери. Этого ягненка или козленка следует отдать коhену.

Когда хозяин первенца осла обязан выкупить его? Начиная с момента рождения и до момента смерти; однако заповедь требует выкупить его немедленно, чтобы не откладывать выполнение этой заповеди.

После того, как первенец осла выкуплен, он является обычной скотиной, принадлежащей еврею, и также ягненок — обычный ягненок, принадлежащий коhену.

2. Немедленно после того, как хозяин осленка отделил то животное, которым осленок будет выкуплен, этот осленок перестает быть посвященным, даже если ягненок пока не отдан коhену. Поэтому немедленно при отделении ягненка для выкупа хозяин осленка должен произнести благословение: «…освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам выкупать первенца осла».

3. Перед тем, как первенец осла выкуплен, он запрещен ко всякому использованию, даже если его отдали коhену. И также коhену запрещено пользоваться принадлежащим ему первенцем осла, пока он не выкупил его ягненком и не забрал этого ягненка себе. Если же этот осленок умер до выкупа, его нужно закопать.

4. Если хозяин не хочет выкупать первенца осла, он бьет его топором по затылку, чтобы тот умер, и закапывает, так как он запрещен к использованию. И заповедь выкупить первенца осла — более важная заповедь, чем заповедь убить его ударом в затылок.

5. Коhены и левиты не обязаны выкупать первенцев принадлежащих им ослов; и то же относится к дочерям коhенов или левитов. Однако их мужья обязаны выкупать первенцев принадлежащих им ослов. И если осел находится в совместном владении простого еврея и коhена или левита, либо простого еврея и нееврея, его первенца также не нужно выкупать. Однако запрещено нарочно объединяться с ними или продавать осла им, чтобы лишить первенца осла его святости, поскольку и в наше время его можно выкупить или убить ударом в затылок.


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.