Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. «Представляю Имя Б-га перед собой всегда» — это великий закон Торы и совершенства праведников, выполняющих все желания Вс-вышнего. Ведь, когда человек один в доме, он сидит, ходит и занимается своими делами не так, как в присутствии великого царя, и не так он разговаривает и не так свободно выбирает слова, находясь в окружении домочадцев и родственников, как в присутствии царя, когда он, несомненно, внимательно следит за своими жестами и словами, чтобы все они были правильны. Тем более, если человек не будет забывать, что Царь царей всех царей, наполняющий всю землю своей славой, наблюдает за ним и видит его дела, как сказано: «Возможно ли, что спрячется человек в укрытие, и Я не увижу его? Ведь и небо, и землю Я наполняю», — несомненно, придут к нему трепет и смирение от страха перед Б-гом, и станет он стыдиться Его.

2. Лежа в постели также следует человеку знать, в Чьем присутствии он лежит. И утром, едва проснувшись, он должен сразу же вспомнить милость Вс-вышнего, да будет благословенно Его имя, по милости своей вернувшего ему душу, которую вечером тот вручил Ему уставшей, а утром получил новой и отдохнувшей, готовой для служения Б-гу всеми силами и весь день, ибо в этом — все назначение человека, как говорит Писание: «Новые (они) каждое утро — велика Твоя верность!» Этот стих хочет сказать, что каждое утро Б-г творит человека заново. И пусть человек всем сердцем возблагодарит Б-га за это. И, находясь еще в постели, скажет благодарственную молитву «Модэ Ани»: «Благодарю я Тебя, Царь живой и вечно существующий, что ты, смилостивившись надо мной, вернул мне душу мою. Велика Твоя верность!» (Хотя его руки еще не омыты, он имеет право произнести эту фразу, поскольку в ней нет упоминания Имени Б-га). И сделает небольшую паузу перед словом «велика».

3. Рабби Йегуда бен Тейма сказал: «Будь дерзок как тигр и легок, как орел, быстр, как олень, и могуч, как лев, исполняя желание Отца твоего, Который на небесах». «Дерзкий, как тигр» означает, что человек не должен стесняться людей, издевающихся над ним за его служение Б-гу, да будет благословенно Его имя. «Легкий, как орел» сказано о способности глаза видеть: человек должен с легкостью зажмуривать глаза и не смотреть на запрещенное, поскольку с этого начинается преступление: глаз видит, сердце хочет, а действие завершает. «Быстрый как олень» сказано о ногах: пусть ноги твои бегут совершать добрые дела. «Могучий, как лев» сказано про сердце, поскольку мощь, необходимая для служения Вс-вышнему — это мощь сердца. Говорится здесь, что человек должен собрать всю силу своего сердца для служения Вс-вышнему, борясь со своими дурными побуждениями и побеждая их, как воин побеждает своего врага, одолевая его и бросая на землю.

4. Поэтому человек должен проявить силу льва и, проснувшись (и сказав «Модэ Ани»), немедленно встать, чтобы начать служить Вс-вышнему, возвышенному и вознесенному, пока не победит его йецер гара, злое начало в человеке, его злое побуждение, и обманом и хитростями уговорит его не вставать, и перехитрит его, соблазняя зимой: «Зачем тебе так рано вставать, ведь еще так холодно!», а летом: «Как же ты встанешь, ведь ты еще не насытился своим сном!» Может йецер гара искушать человека и по-другому: он очень хорошо умеет соблазнить человека не вставать. Поэтому всякий заботящийся о своей душе, боящийся слова Вс-вышнего и трепещущий перед Ним, должен пересилить йецер гара и не слушаться его. И даже если это тяжело ему из-за лени и неповоротливости тела, пусть заменит он свое желание волей Б-га, Царя царей всех царей. Пусть он представит себе, например, что если бы кто-то позвал его для дела, на котором можно заработать, или для взыскания долга, или если бы вы должны были спасать свое имущество, которому грозит ущерб, или если в городе пожар или что-то в этом роде — конечно, поторопился бы человек вскочить, так как любит свои деньги, и не стал бы лениться. И также, если бы человека вызвали на царскую службу, конечно, он встал бы сразу и не стал бы лениться, чтобы царские слуги не очернили его в глазах царя или чтобы понравиться царю. Тем более для служения Царю царей всех царей, Святому, благословен Он, нужно встать утром быстро и не ленясь.

И если человек станет приучать себя поступать так, то после четырех или пяти рназ ему это уже не будет трудно. И в этом деле, как и всегда, с Небес помогают тому, кто стремится к добру.

5. Если человек может встать в полночь и прочесть Тикун Хацот1, очень хорошо так и сделать, поскольку сказано в Писании: «Встань, пой ночью, во время смены страж…», и поскольку Святой, благословен Он, также скорбит в это время, как сказано: «Г-сподь с высот застонет и из обители святости Своей подаст голос; стоном застонет о жилище Своем (то есть о разрушенном Храме — перев.)»; и вот что Он говорит: «Бедные дети Мои, из-за чьих преступлений разрушил Я дом Свой, сжег дворец Свой и рассеял их среди народов!»

А если он не может встать в полночь, пусть, по крайней мере, встанет до рассвета, как сказал царь Давид, да пребудет мир на нем: «…пробужу я рассвет», то есть: «Я пробуждаю рассвет, а не рассвет будит меня».

Тикун Хацот можно прочесть и после полуночи. После Тикун Хацот пусть позанимается Торой, как и сколько может; начать же следует с изучения Мишны (и этим человек заслужит спасение души, поскольку слово Мишна на иврите составлено из тех же букв, что и слово «нешама», то есть «душа). А если он не в состоянии изучать Тору, пусть почитает Тhиллим, Маамадот или назидательную литературу. И лучше прочесть немного, но сосредоточено, чем прочесть много, но невнимательно. Вот что говорит Барайта, переданная рабби Хия: Если человек изучает Тору ночью, Шехина (Б-жественное присутствие) напротив него, как сказано: “Встань, пой ночью, во время смены страж, излей, как воду, сердце свое перед лицом Г-спода”, а это значит: Шехина в этот момент находится перед тобой». И также сказали мудрецы наши благословенной памяти, что всякий, кто занимается Торой ночью, называется рабом Г-спода, как сказано: «Все рабы Г-спода, стоящие в доме Г-спода ночами» (и см. ниже, глава 71).

А в короткие летние ночи, когда не может человек встать настолько рано, пусть, по меньшей мере, наберется сил и встанет в такое время, чтобы успеть подготовиться и прийти в синагогу на утреннюю молитву в миньяне.

6. Тhиллим и другие отрывки из ТаНаХа, которые не часто произносят наизусть, даже тому, кто знает их наизусть, рекомендуется не произносить их наизусть2. Но слепому это разрешается.

7. Необходимо запрещать людям, читающим необязательные молитвы, завершать их словами: «Благословен Ты, Б-г, внимающий молитве!», — а нужно сказать: «Благословен внимающий молитве», без упоминания Имени Б-га.


[1] «Мишна Брура» (далее — МБ): Более правильно было бы сделать это чуть раньше полуночи.

[2] Произносить наизусть Тhиллим, согласно МБ, разрешено, поскольку это то же самое, что и молитва. (И, кроме того, из-за того, что некоторые полагают, что произносить наизусть вообще запрещено только тому, кто хочет этим произнесением дать возможность выполнить заповедь и другим, слушающим). Если же произносящий делает это и для того, чтобы слушающие его также могли выполнить заповедь — некоторые запрещают ему даже произносить наизусть стихи из Писания, которые произносятся часто.


Еврейская традиция говорит, что Вс-вышний вместе с народом Израиля радуется празднику Торы — Симхат Тора. Читать дальше