Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Поскольку человек, вставая утром с кровати, как бы создан заново для служения Вс-вышнему, да будет благословенно Его имя, он обязан освятить себя, совершив нетилат ядаим (омовение рук) с помощью сосуда, подобно тому, как коhены, приступая к служению в Храме, каждый день освящали себя, омывая руки из специального сосуда.

Основания для этого обычая можно найти в стихе: «Омою очищающим руки свои и обойду жертвенник Твой, Б-же, произнося слова благодарности». Еще одна причина в том, что, поскольку во время сна святая душа человека покидает его тело, на это тело нисходит дух нечистоты; когда же человек пробуждается от сна, дух нечистоты отходит от всего его тела, кроме пальцев. С пальцев же он не сходит, пока человек не обольет их водой три раза попеременно.

И запрещается пройти 4 ама (примерно два метра), не сделав нетилатядаим1, кроме как по очень большой нужде.

2. В первую очередь необходимо надеть талит катан, чтобы не проходить 4 ама без цицит. И, поскольку руки еще нечисты, благословение не произносят2.

3. Утренний нетилатядаим делается так: человек берет сосуд в правую руку и передает его в левую, поливает сначала правую руку, а потом передает сосуд в правую руку и поливает левую. И так он должен сделать три раза3. И лучше облить руку до запястья. Но если это трудно, можно ограничиться обливанием кисти до основания пальцев.

После этого человек должен умыть лицо в честь своего Творца, как сказано: «Ибо по образу Б-га сделал Он человека». И также следует вымыть рот, удалив имеющуюся внем слизь, чтобы произносить Имя Б-га в чистоте, а после этого вытереть руки. И необходимо проследить за тем, чтобы вытереть лицо как следует.

4. Вода после нетилат ядаим должна сливаться непременно в сосуд. И водой после нетилат ядаим запрещено пользоваться, так как на ней — дух нечистоты. Ее нужно выплеснуть в место, где не ходят люди.

5. Руками, не омытыми после сна, запрещается касаться рта, носа, глаз, ушей, полового органа, анального отверстия, поскольку дух нечистоты, остающийся на руках, может повредить этим местам3*.

6. Следует стараться, чтобы утренний нетилат ядаим делался так же, как и нетилатядаим для трапезы: водой, из сосуда и так, чтобы вода лилась под действием силы человека. Однако в тяжелой ситуации, если у человека нет ничего этого, а он должен помолиться, он может омыть руки из чего угодно, любой водой и так, чтобы вода лилась сама4, и может благословить на нетилат ядаим. А если около него есть река, лучше окунуть руки в реку три раза, или даже в снег. Но если у него нет воды вообще, пусть вытрет руки чем-нибудь и произнесет благословение на «некиют ядаим» (очищение рук), и для молитвы этого достаточно. А потом, когда у него будут и вода, и сосуды для правильного нетилат ядаим, пусть сделает нетилат ядаим, как положено, но не произносит благословения.

7. Сказано: «Благослови, моя душа, Б-га, и все мои внутренности — Его святое Имя», — и, раз человек должен благословлять Б-га всеми внутренностями, запрещено произносить благословения, не очистив тело от экскрементов и мочи. Утром, встав с постели, человек обычно испытывает потребность облегчиться или, по крайней мере, помочиться5, и поэтому не следует произносить благословение на нетилат ядаим сразу после омовения рук; нужно же сделать это после того, как тело очищено: выйдя из туалета, нужно омыть руки еще раз и тогда произнести благословение на нетилат ядаим6 и специальное благословение после посещения туалета «Ашер яцар», благословения на Тору, специальное утреннее благословение на возвращение души «Элокай нешама…» (Г-сподь! Душа моя…) и т.д.6*.

8. Если человек проснулся ночью и омыл руки, как положено, и не спал после этого до рассвета, или если он после этого заснул ночью второй раз, или если он проспал днем примерно полчаса7, или если он бодрствовал всю ночь и не проспал даже получаса — во всех этих случаях мудрецы сомневаются, должен ли он омывать руки или нет. Поэтому следует сделать нетилат ядаим три раза попеременно, как описывалось в параграфе 3, но не произносить благословения8.

9. Вот когда следует омывать руки водой: встав с постели9, выйдя из туалета10, из бани10[КА1] , после стрижки ногтей10, волос и после бритья10, надев или сняв руками обувь11, после интимной близости10, прикоснувшись ко вши9, очистив одежду от вшей, даже если он не касался самих вшей10, вымыв или расчесав голову11, а также прикоснувшись рукой к той части тела, которая обычно скрыта под одеждой9, и после кровопускания10. Выйдя из помещения, где находится покойник10, или вернувшись с кладбища10, также делают нетилат ядаим.


1 И также оставаться лежащим в кровати запрещено. А в тяжелой ситуации можно сделать нетилат ядаим в любом месте дома, даже если вода расположена от него дальше четырех ама.

2 А если человек надевает талит гадоль — есть обычай благословлять на талит гадоль, чтобы это благословение относилось также и к талит катан. Почему это так — смотри в МБ.

3 А некоторые пишут, что необходимо добавить еще четвертый раз, чтобы удалить воду, ставшую нечистой.

3* И поэтому необходимо следить, чтобы и маленькие дети делали нетилат ядаим.

4 и взять меньше ревиит воды.

5 А если он не чувствует необходимости сходить в туалет, пусть сделает нетилат ядаим и благословит на омовение рук, «Ашер Яцар» и т.д. (О том, что касается благословения на омовение рук, см. следующее примечание).

6 И лучше произносить благословение на омовение рук не сразу, а произнести его на омовение рук после посещения туалета, наиболее близкого по времени к молитве. (Если он точно знает, что дотронется до закрытых мест на теле, и тогда сделает еще раз нетилат ядаим для молитвы, как в главе 12 — неочевидно, нужно ли ему благословлять на омовение рук после посещения туалета). И в этом случае, если благословение не произносится на самый первый нетилат ядаим после вставания, лучше присоединить его к остальным утренним благословениям.

6* В МБ написано, что правильно было бы присоединить «Элокай Нешама» к «Ашер Яцар». (А в другом месте написано, что относительно этого есть разные обычаи).

7 Некоторые говорят — три часа. А есть такие, которые говорят — чуть больше трех минут. (В МБ в разделе про того, кто остерегается спать днем, приводятся все три цифры, и завершается рассуждение словами: тот, кто внимательно относится к своим обязанностям перед Вс-вышним, отнесется к себе, насколько сможет, строго).

8 Некоторые обязывают бодрствовавшего всю ночь благословлять. Правильно было бы, тем не менее, чтобы он сходил в туалет и немного запачкал руки, и тогда он по всем мнениям сможет благословить на омовение рук. И так же следует ему поступить, если он сделал нетилат ядаим (без благословения) до зари.

9 Это омовение делается для чистоты и для удаления духа нечистоты. Поэтому следует поторопиться сделать нетилат ядаим. Тому, кто не сделал нетилат ядаим утром, запрещено учить Тору и произносить что бы то ни было, связанное со святостью. Если он очистил руки чем-то очищающим — все это ему разрешено, но он по-прежнему должен сделать нетилат ядаим водой из-за духа нечистоты.

Когда человек встал с кровати, над ним также властвует дух нечистоты. Поэтому ему не следует произносить благословений или изучать Тору, пока он не сделал нетилат ядаим. Однако, если у него нет воды, он может очистить руки чем-то очищающим, и пусть благословляет и учится, чтобы не отрываться от изучения Торы. Нетилат ядаим для молитвы — см. его законы ниже, глава 12, параграф 5.

10 Это омовение делается для того, чтобы убрать дух нечистоты, поэтому пусть поторопится его сделать. Не омыл руки — ему разрешается заниматься Торой и произносить вещи, связанные со святостью. (А относительно «Шмонэ Эсрэ» см. ниже, глава 12). (А если за это время он дотронулся до закрытых мест на теле — см. примечание 9. И также см. ниже, конец главы 4).

11 Это омовение делается для чистоты. Руки нужно очистить водой или любым очищающим материалом, и только загрязненное место. Тому, кто не очистил рук, запрещено изучать Тору и произносить что бы то ни было, связанное со святостью.


Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат? В чем состоит цель испытаний и какие личные средства необходимы для их успешного преодоления? Читать дальше