Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как делать омовение рук перед хлебом в гостях?

Темы: Трапеза, Омовение рук, Тума, Хлеб, Рав Барух Рабинов

Отложить Отложено

Шалом рав. Вопрос непростой. Я знаю и осознаю важность омовения рук перед хлебом. Если омывать руку количеством воды меньше ревиит, остается ли тумъа (нечистота) на ручке натлы (ковшик для омовения), когда снова берешь ее после первого омовения? Насколько я понял, остальные два омовения, так сказать, контрольные, чтобы смыть именно эту сомнительную влагу с руки. В таком случае правильно вылить в первый раз не менее ревиит по всем мнениям и далее особенно не следить за точным количеством воды, лишь бы хватило на 3 раза каждой руке. Но это — когда я сам пользуюсь натлой. Тут можно и взяться полотенцем за ручку сосуда. А когда я в гостях, и одним сосудом пользуется много людей, и не факт, что все внимательно следят за тем, чтобы вылить именно не меньше ревиит, таким образом, оставляя сомнительную влагу на ручке сосуда? Ведь если я после возьму эту натлу, на ручках которой нечистая вода, т.е. после моего ревиит воды снова дотронусь до этой ручки, насколько чистыми будут после этого руки? Есть конкретная алаха на такой случай? Как сделать максимально правильно, и на чье мнение достаточно положиться? Тода.

Отвечает рав Барух Рабинов

Шалом. Ваш вопрос очень актуален, поэтому постараюсь разобрать его поподробнее. Во-первых, нам надо знать, сколько раз омывать руки и в какой последовательности. Шулхан Арух предписывает омывать каждую руку два раза, если она чистая. Вода первого омовения очищает руку, но сама становится нечистой, вода второго омовения очищает воду, которая осталась на руке, от нечистоты. Если рука испачкана чем-либо и грязь не дает воде попасть  на руку, следует сначала смыть грязь. Так получается, что на каждую руку приходится по три омовения.

Последовательность омовений иная, чем утром, когда руки омываются попеременно. Перед едой сначала омывают правую руку, два или три раза, а потом левую, столько же. Все сказанное относится к случаю, когда на каждую руку приходится меньше, чем ревиит воды. По мнению Шулхан Аруха, если есть ревиит воды на каждую руку, достаточно одного омовения на каждую руку, т.к. ревиит воды не принимает нечистоту, остаётся духовно чистым. Изначально, чтобы соблюсти закон по всем мнениям, каждую руку следует омыть два раза, вылив ревиит воды на каждую руку. Так мы избегаем нежелательных осложнений.

Как поступать, если ручка ковшика осталась мокрой после предыдущего омовения, сделанного по правилам? На этот счет существуют два мнения: основное мнение — можно делать омовение, ничего не опасаясь. А если предыдущее было сделано неправильно, то достаточно омыть ручку ковша под краном. Второе мнение: если рука касается воды даже перед омовением, она загрязняет эту воду, поэтому следует вытереть ручки ковша и руки перед омовением. Этого мнения придерживаются хасиды Хабада и ученики Хазон Иша. Если Вы не причисляете себя к этим группам, изначально можете полагаться на основное мнение галахических авторитетов.

С уважением, Барух Рабинов

Материалы по теме

Общее объяснение смысла ритуальной нечистоты (тумы)

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной нечистоты? Гармония как цель жизни.

Законы и обычаи Рош аШана

Рав Исроэль-Меир Лау

Рош аШана 2023: праздник начинается 15 сентября с заходом солнца и длится два дня

Должен ли больной целиакией есть мацу?

Рав Яков Шуб

Есть ли какая-то замена хлебу и маце?

Утреннее омовение рук, или Немного о злых духах

Рав Шимон Соскин

Многим известен тот факт, что религиозные евреи утром после пробуждения омывают руки из специального сосуда, называемого «натла». Причем многие из них наполняют его водой и оставляют на всю ночь у кровати вместе с небольшим тазиком, чтобы иметь возможность омыть руки сразу после пробуждения, еще не встав с постели. Это омовение напоминает омовение рук перед едой с хлебом, однако его смысл несколько иной. В чем он?


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше