Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Также пусть человек имеет в виду, что колесо фортуны поворачивается, и рано или поздно он сам, или его сын, или внук будут нуждаться в милостыне. И пусть ему даже в голову не приходит сказать: «Как же я буду растрачивать свои деньги на милостыню?» Поскольку следует ему знать, что деньги эти не его, а лишь даны ему на хранение, чтобы он делал с ними то, чего хочет истинный хозяин их, и это — доля его от всего его труда в этом мире, как сказано: «…и пойдет впереди тебя милостыня твоя».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

От некоторых казней евреи пострадали так же, как египтяне?

Темы: Египет, Казни Египетские, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Читая недельные главы Торы, описывающие казни египетские, я обратил внимание на то, что в описании одних казней особо говорится, что они не касаются евреев или земли Гошен, а в других не отмечается, что казни не коснулись евреев или их имущества. (Например, град не был в земле Гошен, а саранча покрыла весь Египет). Означает ли это, что от некоторых казней (в описаниях которых не указано, что они не коснулись евреев или земли Гошен) евреи пострадали так же, как и египтяне? Спасибо за ответ.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом! Есть разные мнения комментаторов об этом, но основная линия состоит в том, что евреи не страдали от казней, а если страдали, то, как минимум, не в такой мере, как египтяне. О некоторых казнях существует спор, распространялось ли их действие на территорию земли Гошен, но даже в таком случае евреи не были задеты.

Казнь «вши» рав Хаим Каневский шлита объяснил так: именно в ситуации этой казни уже не надо было выделять землю Гошен. Ведь сделать так, чтобы определенная казнь состоялась и затронула только египтян, а не евреев, — можно было с помощью колдовства и демонов. А вот ограничить территорию распространения казни демоны не способны, поэтому, говоря о других казнях, Тора подчеркивает — «на египтянах», «не в земле Гошен» и т.д. Таким образом, египетские колдуны убеждались в том, что источник казней — не колдовство. Однако вшей, как созданий очень маленьких, демоны воспроизвести не могли, поэтому сам факт превращения земли во вшей уже доказывал, что демоны и колдовство здесь не причем. Что и признали колдуны. Однако фактически вполне допустимо, что и эта казнь миновала землю Гошен, просто Тора не сочла нужным об этом упоминать.

По поводу казни дикими зверями, наоборот — Тора, помимо обозначения территориального различия, подчеркивает: «…положу различие между Моим народом и твоим» — в значении «различие» употреблено слово педут, означающее «выкуп, освобождение». Если подсчитать время с начала казней, говорят комментаторы, получается, что эта казнь выпала на месяц Тишри. У мудрецов сказано, что в этот месяц евреи прекратили работать на египтян.

Говоря о падеже скота, Всевышний специально подчеркнул, что это коснется только скота египтян, чтобы фараон не мог спросить: если весь скот умрет, то из чего же вы, евреи, будете приносить жертвы? Для этого было отмечено, что еврейский скот мор не затронет.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Неужели вы пойдете воскуривать ягненка?

Материалы по теме


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше