Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек стремится лишь к тому, к чему влекут его желания, тогда Тора может только подстегнуть его желания. Но если человек стремится исправить себя, тогда Тора становится для него эликсиром жизни и строит его личность.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»

Как научиться любить?

19 марта 2012, 09:52

Отложить Отложено

«Молодые люди встретились, понравились друг другу, стали жить вместе, — рассказывает рав Нахум Даймонд в своей книге «What do you need to know about marriage». — Они прожили вместе несколько лет и, «встав на ноги», решили пожениться — лишь для того, чтобы… разойтись через полгода после свадьбы».

В чем причина этого развития событий, которое встречается отнюдь не редко?
«Муж славится в общине своими добрыми делами, отзывчивостью и стремлением помочь каждому нуждающемуся. Он безотказно помогает абсолютно всем. Всем, кроме своей собственной жены! — пишет рав Даймонд. — Прославившийся своей преданностью делу учитель, с удовольствием занимающийся со своими учениками и отдающий им свою душу, не находит времени уделить внимание своим детям. В частной беседе он признается, что у него почему-то нет желания учиться со своими детьми».
В чем же причина подобных жизненных ситуаций?
Рав Даймонд обращается к истории царя Давида, который перед смертью завещал своему сыну Соломону, чтобы тот отомстил Шими бен Геру, который когда-то его проклял и пытался убить. Сам Давид не стал мстить обидчику, простив личную обиду. Однако перед смертью Давид осознал, что Шими бен Гер оскорбил не только его лично, но и как царя Израиля — весь народ. Потому, умирая, он завещал Соломону: «Ты мудр и знаешь, как это сделать».
Узнав об уготованной царем Давидом участи, Шими бен Гер явился к царю Соломону: «Я стар, мне уже 80 лет, всю жизнь я прожил в Иерусалиме, не покидая стен его. Позволь мне спокойно дожить мои дни в родном городе, прости меня». Царь Соломон не зря славился своей мудростью. Потому он ответил: «Ты можешь остаться в живых, но при одном условии: не покидай стен Иерусалима, иначе погибнешь».
Неужели Соломон был готов ослушаться воли отца? Нет, он просто хорошо знал природу человека и понимал, что запретный плод сладок! По своему желанию Шими бен Гер прожил в Иерусалиме 80 лет, но как только нахождение в Святом городе стало его обязанностью, ему захотелось оттуда уйти, он покинул город и был убит…
Кто получает бóльшую награду: человек, который обязан выполнять какую-то работу или тот, кто делает ее как волонтер, по велению души? — спрашивает Талмуд. «Труднее тому, кто выполняет обязанность, потому и награда его больше», — отвечают мудрецы.
Волонтер чувствует, что сегодня может делать эту работу, а завтра, если ему захочется, он ее бросит. Ведь он не принял ее в качестве бремени своей обязанности. Волонтер выражает свое эго, в то время как выполняющий свои обязанности человек подобен тому, кто скромно подчиняется приказу, исполняет мицву. Волонтеры могут быть хорошими помощниками, но лишь на выполняющих свои обязанности людях держатся госпитали, успешные предприятия и… семьи.
Многие люди обожают свои хобби, с прохладцей относясь к основной работе, так же, как некоторые склонны помогать всем вокруг, забывая о своей семье, жене, детях. В этом нет ничего удивительного, потому что выполнять обязанности трудно. Но потому так велика награда!
Так как же нам научиться любить то, что мы делать обязаны? Как в обязательном для себя занятии найти интересные моменты? Как пробудить в себе мотивацию?
Многие думают, что мы любим кого-то — и потому заботимся об этом человеке. В действительности же верно обратное: чем больше мы заботимся, тем больше начинаем любить.
Слово «любовь» — ахава — происходит от корня «хав» — «давать». Святой язык намекает, что чем больше человек дает, вкладывает свою душу, тем больше он начинает любить.
Обращаясь к евреям с призывом строить Храм, Всевышний указал каждому жертвовать золото, серебро, медь и другие драгоценные материалы во имя общей цели. И чем больше жертвовали и давали евреи, тем больше души и любви вкладывали в строительство. Строительство Храма объе­диняло евреев, превращая их в общину народа Израиля.
«Колонны серебряные, отделка золотая… а внутри его любовь [народа Израиля к Всевышнему]», — писал мудрый царь Соломон, построив Иерусалимский Храм (Песнь Песней, 3:10). Золото и серебро, которые давали евреи для строительства Храма, выражали их любовь, которая наполнила Храм, и о которой писал царь Соломон: «Воды великие не погасят любви!» (Песнь Песней, 8:7). «Никакие враги не смогут погасить этой любви, остудить преданности евреев своему народу», — объясняют мудрецы…

 

Теги: Тора, семья, мир в семье, шалом байит