Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Если человек хочет есть хлеб, благословение на который: «…выводящий хлеб из земли», он должен сперва омыть руки, то есть сделать нетилат ядаим. Если размер куска хлеба, который он собирается съесть, ке-бейца или больше, он произносит благословение на нетилат ядаим; а если он меньше, на нетилат ядаим не произносят благословения.

2. Омывать руки следует непременно из сосуда1. И следует следить, чтобы сосуд был непременно целый, без всяких дырок или трещин, открытый с одной стороны, и также за тем, чтобы верхний край его был ровным, без царапин и выступов. А кувшинчики, у которых есть носик, то есть как бы желоб для стока воды, выступающий на его верхнем краю, через который и наливают из него воду — из него не делают нетилат ядаим, используя этот носик, поскольку в этом месте он не считается «сосудом», так как этот носик предназначен не для того, чтобы, как положено сосуду, удерживать в себе воду; следует же в этом случае сделать нетилат ядаим через край сосуда, который служит именно для удерживания воды (то есть для того, чтобы вода не выливалась — перев.).

3. Если сосуд может стоять, только опираясь на что-нибудь, то, если он изначально сделан таким образом, чтобы стоять только с помощью подставки или опоры, он считается «сосудом»; но если он не предназначен для использования таким образом, с помощью опоры (как, например, крышки), из него не делают нетилат ядаим2. И «Шульхан Арух» приводит по этому поводу множество разных законов.

4. Количество воды, необходимое для нетилат ядаим, очень трудно оценить точно. И нужно выплеснуть на каждую руку много воды3, как сказал рав Хисда: «Я выливал на руки полные пригоршни воды, и дал мне Б-г полные пригоршни добра». И обливают водой сначала правую руку, а потом левую (как сказано выше, глава 3, параграф 3). И вода должна облить всю руку, то есть до того места, где кончается кисть и начинается предплечье, и не должно остаться ни одного места, куда бы не попала вода. И поэтому следует раздвинуть пальцы и слегка приподнять их вверх4, чтобы облить водой пальцы по всей длине, и кончики пальцев, и всю их ширину. И вода должна покрыть всю кисть за один раз; поэтому не следует пользоваться для нетилат ядаим сосудом с узким горлом, из которого вода вытекает не вся за один раз4*. И правильно было бы обливать каждую руку два раза5.

5. После того, как он омыл обе руки, пусть потрет их одну о другую и поднимет их5* на уровень головы, как сказано: «Вознесите руки ваши…»; и, прежде чем вытереть их, пусть произнесет благословение: «…освятивший нас Своими заповедями и давший нам повеление об омовении рук» (и несмотря на то, что благословения на все заповеди произносятся перед их исполнением, как сказано выше, глава 9, параграф 8, тем не менее в случае нетилат ядаим из-за того, что часто руки до омовения нечисты, установили мудрецы благословение после омовения рук; и еще одна причина в том, что и вытирание рук — часть заповеди). А тот, у кого есть обычай поливать каждую руку дважды, пусть сначала польет каждую руку по разу, потрет их одну о другую, произнесет благословение и после этого польет каждую руку еще раз6. И нужно следить за тем, чтобы вытереть руки очень тщательно; и не следует вытирать руки об одежду, поскольку это плохо влияет на память.

6. Если, полив водой одну руку, человек дотронулся до нее второй рукой, или до нее дотронулся другой человек — вода, которая на вымытой руке, стала нечистой, и следует вытереть руки и повторить нетилат ядаим7. Но, если это случилось после того, как он уже произнес благословение — не следует благословлять вторично.

7. Если у человека нет сосуда для нетилат ядаим, он может окунуть руки в реку или микву, кошерные для окунания женщины (и см. ниже, глава 162, законы о реках), или в источник, даже если в нем нет 40 сеа (около 700 литров, как положено для миквы — перев.), лишь бы обе руки можно было полностью окунуть туда за один раз, и после этого произнесет благословение «…и давший нам повеление об омовении рук»8. А в тяжелой ситуации может окунуть руки также в снег, если на земле сейчас много снега, столько, сколько нужно для миквы (то есть 40 сеа — перев.). а если он должен сделать нетилат ядаим водой из-под крана8*, пусть опустит одну руку к самой земле, а вторую протянет так, чтобы с ее помощью направить воду на первую, а после этого пусть поменяет руки; или пусть его товарищ поможет ему. Но, если его руки расположены высоко от земли, омовение ему не засчитывается.

8. Вода, которая не выглядит нормально, как из-за сосуда, в котором она была, так и из-за чего-то постороннего, что в нее упало9, не годится для нетилат ядаим. Но, если вода изменила свой вид из-за себя самой, она по-прежнему годится для нетилат ядаим.

Вода, которая использовалась для работы, например, та, в которой мыли посуду, замачивали овощи, или вода, в которую ставили напитки для охлаждения, или использовали ее для измерения объемов, также не годится для нетилат ядаим. А некоторые говорят, что для нетилат ядаим не годятся также вода, ставшая отвратительной, например, та, из которой пила собака, свинья и т.д., поскольку это уже не вода, а помои. И следует отнестись к этому мнению серьезно.

9. Если человек, не сделав нетилат ядаим, коснулся воды — вода не стала из-за этого нечистой. Поэтому человек, выйдя из туалета, может рукой зачерпнуть воды из бочки, чтобы вымыть руки, и оставшаяся в бочке вода по-прежнему годится для нетилат ядаим. Но, если он вымыл руки в самой бочке, или даже окунул в бочку только мизинец, чтобы вымыть его, вся вода в бочке перестала годиться для нетилат ядаим, поскольку была использована для работы.

10. Соленая, дурно пахнущая, горькая или мутная вода, если она не годится для питья собаке, не годится для нетилат ядаим.

11. Прежде чем делать нетилат ядаим, следует проследить, чтобы руки были чистыми, и убедиться, что к ним не прилипло ничего постороннего. Тот, у кого длинные ногти, должен вычистить их, чтобы под ними не было ни глины, ни грязи, поскольку они препятствуют нетилат ядаим. И также следует снять кольцо, поскольку оно препятствует нетилат ядаим10.

12. Если руки человека окрашены, то, если на руках нет настоящей краски, а руки только выглядят цветными, это не мешает нетилат ядаим. Но если на его руках действительно есть краска, даже немного — это препятствует нетилат ядаим. Но если у человека это профессиональное, то есть если он красильщик, и также если он резник и руки его запачканы кровью, или если он писец и руки его перепачканы чернилами11, и для него это обычно — и никто из его коллег по профессии не обращает на это внимания — это не препятствует нетилат ядаим, если только краска не покрывает большую часть руки. И также, если у человека на руке рана, а на ней повязка, и снятие повязки причиняет боль — эта повязка не мешает нетилат ядаим12 (и см. еще в главе 161 законы препятствий при окунании женщины, и все они относятся и к нетилат ядаим).

13. Необходимо, чтобы воду лил на руки сам человек (то есть чтобы она не лилась сама собой, как водопад — перев.). А если вода льется на руку сама по себе — это не нетилат ядаим. А если стоит бочка с водой, и внизу у нее отверстие, заткнутое пробкой, и человек вынимает эту пробку — тогда вода, выливающаяся «от первой силы», то есть только самая первая струя воды, считается льющейся «с помощью человека»; вода же, выливающаяся из бочки после этого, не считается льющейся «с помощью человека», а как будто течет сама. И поэтому, если человек хочет таким образом сделать нетилат ядаим из такой бочки, ему следует убедиться, что самая первая струя воды попала на всю руку, а после этого заткнуть отверстие и открыть его снова для омовения второй руки. А тот, то не умеет отличить первую струю воды от второй, не должен делать нетилат ядаим таким образом; и уж тем более не следует делать нетилат ядаим из крана, что над раковиной, поскольку струя воды, текущая из него, очень тонкая13.

14. Человеку запрещается есть без нетилат ядаим, даже если он обернет руки салфеткой. А если он в дороге, и у него нет воды, то, если он знает, что в четырех километрах впереди по дороге14, или в одном километре позади, можно найти воду, он должен пройти еще четыре километра или вернуться на километр, чтобы сделать нетилат ядаим для трапезы. Однако, если и там нет воды15, или если он идет с товарищами и боится отстать от них, и также в любой другой форс-мажорной ситуации, когда он не может сделать нетилат ядаим, пусть обернет руки салфеткой или наденет варежки и так ест.

15. Если человек сходил в туалет до трапезы, так что он должен сделать нетилат ядаим, чтобы произнести благословение «Ашер Яцар», а также сделать нетилат ядаим для трапезы — многие подробности закона по этому поводу вызывают сомнение. Поэтому правильно сделать следующее: сначала сделать нетилат ядаим не так, как нужно для трапезы, то есть вылить лишь немного воды в одну горсть и растереть эту воду по обеим рукам, а потом хорошо вытереть16 руки и произнести благословение «Ашер Яцар», а после этого сделать нетилат ядаим так, как положено для трапезы, и произнести благословение: «…давший нам повеление об омовении рук»17.

16. Если человек во время трапезы дотронулся до тех мест на теле, которые обычно закрыты одеждой, или почесал голову, или сходил в туалет по малой нужде — он должен сделать нетилат ядаим второй раз, но без благословения; но, тем не менее, даже если он сходил в туалет по большой нужде и сделал нетилат ядаим во время трапезы, он не должен благословлять на нетилат ядаим18.

17. Если человек ест такое кушанье, которое окунают в напиток, или если эта еда полита каким-то напитком и влажность от него еще сохраняется — хотя он и не дотрагивается до самого этого влажного места, тем не менее он должен сначала сделать нетилат ядаим, но не произносить благословения: «…давший нам повеление об омовении рук». И многие пренебрегают этим требованием; однако трепещущему перед Небесами следует придерживаться этого правила19.

18. Предыдущий параграф относится только к семи напиткам: вино (а также винный уксус), пчелиный мед, оливковое масло, молоко (а также молочная сыворотка), роса, кровь животного, зверя или птицы (имеется в виду, что человек ест ее для лечения), и вода. Однако всяческие фруктовые соки, даже в тех местах, где принято пить напитки, получаемые выжиманием этих фруктов, для данного закона не являются напитками.

19. Для фруктов, сваренных в сахаре, не требуется нетилат ядаим, поскольку сахар не является напитком, и та жидкость, которая выходит из фруктов, тоже не является напитком, поскольку представляет собой фруктовый сок. Если же они сварены в меду, то, если мед полностью застыл, тогда он не называется больше напитком, а называется едой, и нетилат ядаим не требуется; однако, если это варенье не застыло полностью, а просто стало вязким, хотя еще льется, нужно делать нетилат ядаим20. И то же самое относится к сливочному масла, которое считается молоком: если оно застывшее, то оно является не напитком, а едой; но, если оно растаяло, оно считается напитком21.

20. Перед кушаньями, которые обычно едят без помощи ложки или вилки, даже если в данном случае человек ест их ложкой или вилкой, необходимо сделать нетилат ядаим. Но кушанья, которые едят только ложкой, как блины и т.д., а также фрукты, сваренные в меду, в тех местах, в которых их едят только ложкой или вилкой, не требуют перед собой нетилат ядлаим22.

21. Соль, вываренная из воды, имеет тот же закон, что и сама вода (поскольку вода, даже если она застыла, не перестает считаться напитком). И поэтому тот, кто окунает редьку и т.д. в такую соль23, должен сделать нетилат ядаим. Водка, которая сделана из зерен или из фруктов, не является с точки зрения этого закона напитком, поскольку это всего лишь сок зерен или фруктов. И даже если в состав ее входит вода, и даже если она разведена водой, все равно воды там меньше половины. И поэтому тот, кто окунает что-то в эту водку и ест, не должен делать нетилат ядаим. Но24 водка, сделанная из семян и шкурок винограда или из виноградных выжимок, видимо, является напитком.



1 Который вмещает в себя ревиит жидкости. Дополнительные подробности об этих законах см. в МБ.

2 Если даже после того, как опору убрали и он наклонился, он все равно может вместить ревиит жидкости, он годится для нетилат ядаим. Относительно крышек и подобного рода вещей (не предназначенных для того, чтобы в них что-либо наливали), которые вмещают ревиит, некоторые требуют (чтобы их можно было использовать для нетилат ядаим) предназначить их специально для наливания в них жидкости.

3 И не меньше ревиита на каждую руку (и все это — если есть такая возможность).

4 В еврейском мире принято не следить за тем, чтобы поднять пальцы, поскольку выливают ревиит на каждую руку и обливают руку до начала кисти.

4* А если у него нет другого сосуда, можно воспользоваться этим. А если вода вытекает из сосуда непрерывной струей, можно пользоваться этим сосудом даже при наличии другого.

5 Если в первый раз он не вылил на руку ревиит воды, он должен поступить так; а если воды много — он обязан так сделать, даже если в первый раз вылил ревиит.

5* Это — мнение «Хайей Адам». И см. примечание 4.

6 Распространился обычай благословлять, полив на руки второй раз.

7 В случае, если он сам коснулся своей вымытой руки, некоторые говорят, что нет необходимости вытирать руки, а достаточно просто полить их еще раз водой.

8 Если вода не годится для нетилат ядаим (а только для окунания), как, например, в случае, если она соленая, благословляет: «…повеление об окунании рук».

8* То есть вода просто течет из трубы, не собираясь в сосуд.

9 Пыль и глина не делают воду некошерной для нетилат ядаим.

10 Это относится только к той женщине, которая обычно, когда месит тесто, снимает кольцо, или к такому кольцу, которое снимают в бане, при работе и т.д.

11 Если это жидкие краска или чернила — см. в «Шульхан Арухе».

12 И нужно омыть руку точно до повязки и не дальше. И лучше было бы вылить на эту руку ревиит воды, поскольку в этом случае он может лить и на повязку. И лучше было бы обернуть вокруг этой повязки после нетилат ядаим белую и чистую тряпочку, для чистоты.

13 А по мнению МБ: если у него нет другого сосуда, это разрешается, если он будет открывать и закрывать кран (и следует постараться делать это без пауз) несколько раз для каждой руки. (Если же он сделал нетилат ядаим из крана, открыв его один раз, пусть сделает снова как положено, но только без благословения). И в книге «Мехцат шекель», раздел 154, объясняется, о каком кране идет речь.

14 См. выше, глава 12, примечания 6 и 7.

15 А он очень голоден или слаб.

16 По мнению МБ, видимо, не нужно вытирать руки.

17 В тяжелой ситуации пусть сделает нетилат ядаим так, как положено для трапезы, и произнесет благословение: «…давший нам повеление об омовении рук», а после этого — «Ашер Яцар».

18 По мнению МБ: если он дотронулся до грязи или сходил по большой нужде — благословляет: «…давший нам повеление об омовении рук». И то же относится к человеку, который покинул трапезу (и все это только в том случае, если после этого он будет есть хлеб. И см. выше, параграф 1).

19 И мудрецы последнего времени очень серьезно относятся к этому требованию. И ни в коем случае не следует пренебрегать им.

20 По мнению «Хайей Адам», раз данное блюдо готовится в качестве кушанья, нетилат ядаим для него не требуется. Если же оно готовилось как напиток, требуется нетилат ядаим.

21 По мнению «Хайей Адам», оно считается напитком только в том случае, если растаяло до того, как в него окунули еду.

22 Даже если он иногда по случайности дотрагивается до фруктов, лежащих в ложке.

23 Когда она влажная.

24 В МБ не приводится.


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.