Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему утром мы омываем руки по очереди, а перед трапезой — два или три раза каждую руку?

Темы: Трапеза, Нетилат ядаим, Святость, Тума, Яков Шуб

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый рав!

Почему мы, когда просыпаемся, делаем омовение рук, по очереди их омывая, а перед тем, как есть хлеб, омываем по 2—3 раза (в зависимости от общины) каждую руку?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Существуют несколько причин, по которым необходимо делать омовение рук утром. Во-первых, из-за того, что во время сна человек непроизвольно дотрагивается до мест, которые обычно прикрыты одеждой (Рош, Брахот 9:23). Во-вторых, поскольку считается, что утром человек как будто бы создан заново (респонс Рашба 1:191). В-третьих, чтобы очистить их от «нечистоты»— руах ра, которая остается на руках после ночи, а также, поскольку во время сна душа покидает тело и оно остается во власти руах ра (Бейт Йосеф 4).

По всем мнениям, в первом случае необходимо сделать омовение рук три раза на каждую руку поочередно (один раз на правую, один на левую). Потому что только так можно очистить руки от руах ра, которая имеет особую силу, когда находится на руках с утра (Шаарей Тшува 4:20).

Хазон Иш в своем письме №4 пишет, что необходимо быть очень осторожным, тщательно выполняя все законы омовения рук с утра, поскольку это особый вид чистоты — таора, которая, в конечном счете, приводит к святости — кдуша.

Что же касается омовения рук перед трапезой, то это постановление царя Шломо и его раввинского суда. Постановление было принято по двум причинам (Мишна Брура 158:1). Во-первых, из-за необходимости есть труму (часть урожая, предназначенную коэну) в ритуальной чистоте. Поэтому коаним должны были омывать руки перед тем, как есть труму. И для того, чтобы приучить их делать это постоянно, постановили, чтобы даже простые евреи омывали руки перед трапезой с хлебом. И даже в наше время, когда коаним не могут есть труму, поскольку считаются ритуально нечистыми, это постановление остается в силе — ведь мы надеемся, что в скором времени Храм будет отстроен, поэтому евреи должны быть готовы есть в ритуальной чистоте.

Во-вторых, омовение рук необходимо для чистоты и святости.

Поскольку омовение рук перед трапезой связано не с руах ра,а только с ритуальной чистотой, то, в принципе, если на руках нет видимой грязи, достаточно на каждую вылить разом ревиит воды (86 мл. по мнению рава Хаима Ноэ или 150 мл. по мнению Хазон Иша). Однако, Мишна Брура (162:21) приводит мнение ранних комментаторов Райведа и Рашбо, которые полагают, что даже если первый раз на каждую руку вылили ревиит, необходимо омыть руки второй раз, чтобы очистить их от воды, которая стала нечистой от первого омовения.

Поэтому сегодня обычно большинство так и поступает: сначала два раза омывают правую руку, а затем два раза левую. Некоторые (по Кабале) делают это три раза. Однако если нет необходимого количества воды или ее тяжело достать, то достаточно омыть руки один раз, вылив ревиит на каждую руку, поскольку таково мнения большинства галахических авторитетов (Мишна Брура 162:21).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Кицур Шульхан Арух 2. Омовение рук

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Запрещается пройти 4 ама (примерно два метра), не сделав омовение рук

Утреннее омовение рук, или Немного о злых духах

Рав Шимон Соскин

Многим известен тот факт, что религиозные евреи утром после пробуждения омывают руки из специального сосуда, называемого «натла». Причем многие из них наполняют его водой и оставляют на всю ночь у кровати вместе с небольшим тазиком, чтобы иметь возможность омыть руки сразу после пробуждения, еще не встав с постели. Это омовение напоминает омовение рук перед едой с хлебом, однако его смысл несколько иной. В чем он?

Омовение рук 4

р. Меир Фомичев,
из цикла «Еврейский закон»

Мыть ли руки после кладбища?

Рав Бенцион Зильбер

Мы действительно получаем нечистоту, посетив кладбище, туалет и т.п.? И омовение рук снимает нечистоту? Или это просто ритуал?


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше