Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора — среднее связующее между противоположностями — Творцом и творением»Рабби Ури из Стрелисска

Сколько времени можно пропустить между омовением рук и благословением на хлеб?

Темы: Трапеза, Благословения, Омовение рук, Яков Шуб, Хлеб

Отложить Отложено

Шалом! После того как я сделал нэтилат ядаим (омовение рук), я иду, сажусь за стол и жду других, чтобы делать аМоци (произносить благословение на хлеб). Сколько я могу их ждать? Т.е. есть ли ограничение во времени? И если есть, то после прохождения этого времени становится ли благословение напрасным????

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Иерусалимский Талмуд (Брахот 1:1) говорит, что с человеком, который не делает перерыва между омовением рук и благословением на хлеб, не случится ничего дурного во время трапезы. Изначально между омовением рук и благословением на хлеб запрещено разговаривать, заниматься посторонним делами; важно также следить, чтобы не прошло времени больше, чем необходимо, чтобы пройти 22 амы (приблизительно 11 метров, Рамо 166:1). Галахические авторитеты определяют, что это время составляет 16—30 секунд. На трапезе, где присутствует много людей и у каждого есть своя порция, желательно в первую очередь предоставить возможность сделать омовение рук самому уважаемому человеку (Шулхан Арух 165:2).

Во времена Талмуда способ организации трапезы значительно отличался от того, что принято в наше время. Перед каждым человека стоял свой столик и своя порция, поэтому задержек между омовением рук и благословением на хлеб не возникало: у каждого человека был свой хлеб, и сразу после омовения рук можно было произнести благословение и начать трапезу. В наше время иногда также можно встретить такой способ организации трапезы, например, на свадьбах.

Однако, например, в субботу, когда принято, чтобы только хозяин дома произносил благословение за себя и за всех членов семьи и гостей, может получиться так, что пока все присутствующие помоют руки и рассядутся по местам, пройдёт достаточно много времени. Однако в этом нет большой проблемы, поскольку строго по букве закона между омовением рук и благословением на хлеб запрещено делать только явный перерыв и полностью отвлекаться от трапезы. Все остальные требования являются лишь дополнительными, чтобы выполнить заповедь наилучшим образом (Шулхан Арух 166:1, Хазон Иш 25:8). Следовательно, если человек омыл руки и ожидает остальных присутствующих, не разговаривая и не отвлекаясь на посторонние дела, то нарушения не происходит, даже если проходит некоторое время. В такой ситуации желательно, чтобы хозяин дома, который произносит благословение за всех, сделал омовение рук в последнюю очередь, чтобы хотя бы у него не прошло слишком много времени между омовением и благословением.

С уважением, Яков Шуб

Читайте:

Чем едят салат?

Какие молитвы говорят перед едой?

Материалы по теме

10 блиц-ответов на самые популярные вопросы — о Машиахе, воскрешении мертвых...

Рав Яков Шуб

В конце дней людям тоже придется ходить на работу?

Что такое бар-мицва?

Рав Реувен Куклин

Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?

Кашрут в странах СНГ. Хлеб

Рав Яаков Типограф,
из цикла «Кашрут в странах СНГ»

Как соблюдать кашрут, находясь в непростых условиях бывшего СССР?

Утреннее омовение рук, или Немного о злых духах

Рав Шимон Соскин

Многим известен тот факт, что религиозные евреи утром после пробуждения омывают руки из специального сосуда, называемого «натла». Причем многие из них наполняют его водой и оставляют на всю ночь у кровати вместе с небольшим тазиком, чтобы иметь возможность омыть руки сразу после пробуждения, еще не встав с постели. Это омовение напоминает омовение рук перед едой с хлебом, однако его смысл несколько иной. В чем он?


Современная болезнь, известная нам как проказа, не имеет ничего общего с описанной в Торе язвой цараат. Цараат из Торы — это специфическое явление, связанное с поступками человека, порожденными «внутренней болезнью» Читать дальше