Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Вопрос не столько по религии, сколько по древнееврейскому языку…

Темы: Рав Реувен Куклин, Иврит, Благословение, Постановления мудрецов

Отложить Отложено

Здравствуйте. У меня вопрос, может быть, не столько по религии, сколько по древнееврейскому языку. Почему в брахот говорят «Барух Ата Ад-най Эл-hейну, Мелех hа-Олам, Ашер кидшану бемицвотАВ» (т.е. «Его заповедями»)? Ведь вроде бы должно быть «Барух АТА… Ашер кидшану бемицвотЭХА» — Благословен ТЫ, Господь, освятивший нас Твоими заповедями? Заранее большое спасибо.

Наталья, Москва

Отвечает рав Реувен Куклин

Здравствуйте, уважаемая Наталья.

Вы совершенно правы, слово «бемицвотав» («Его заповедями») стоит в третьем лице. На первый взгляд, по правилам грамматики святого языка следовало бы обращаться к Творцу во втором лице, говоря «бемицвотэха» («Твоими заповедями»), подобно тому, как и первая часть благословения «барух ата» («благословен Ты») стоит во втором лице.

Более того, если мы обратим внимание, увидим, что также слова кидшану (Он освятил нас) и вэ-цивану (и заповедал нам) стоят в третьем лице. На первый взгляд, они должны также стоять во втором лице — кидашта отану, цивита отану.

Почему же, если так, Аншей Кнэсет а-Гдола (Мужи Великого Собрания) разделили благословение на две части, в первой из которых мы обращаемся к Всевышнему во втором лице, а во второй говорим о Нём в третьем лице? Поскольку этот вопрос связан с пониманием мыслей Мужей Великого Собрания, которые были величайшими еврейскими мудрецам (а часть из них, такие как Хага, Зхарья, Млахи, Эзра, были также пророками), его гораздо логичней назвать вопросом именно «по религии», а не по древнееврейскому языку.

В книге Нэфэш а-Хаим (2:3) рав Хаим из Воложина пространно объясняет это различие между двумя частями благословения на основании Каббалы. К сожалению, я не смогу привести здесь объяснение рава Хаима, поскольку для этого потребовалось бы несколько «предисловий». Постараюсь привести простое объяснение этого различия.

В соответствии с простым пониманием текста, мы заканчиваем благословение в третьем лице, поскольку такое обращение лучше передаёт трепет и благоговение перед Царём царей. В статье «Почему мы не обращаемся к Всевышнему на Вы?» подробно объясняется, что обращение в третьем лице в иврите считается более уважительным.

При всём этом, в первой части благословения мы, по постановлению Аншей Кнэсет а-Гдола, обращаемся к Всевышнему во втором лице — чтобы чётко осознавать, что обращаемся к Самому Творцу, а не к тем или иным посредникам.

Пятая основа веры, сформулированная Рамбамом (в комментарии на мишну, трактат Санедрин, часть 10), гласит так: «Именно Ему, Превозносимому, следует служить, и Его восхвалять, и прославлять Его величие и мудрость. И не поступают так ни с кем, кто ниже Его, — ни с ангелами, ни со звёздами и созвездиями, ни со стихиями, ни со всем тем, что состоит из них. Потому что все их действия предопределены, нет у них ни власти, ни [возможности] выбора, а только воля Его, Превозносимого. И не делают их посредниками, чтобы достичь Его через них. Но только к Нему, Превозносимому, да будут направлены все мысли, и отринуто будет всё, кроме Него».

В святых книгах приводится более глубокое объяснение, почему вторую часть благословения мы произносим в третьем лице. Там сказано, что у нас нет никакой возможности понять и познать Самого Б-га. Сказано в молитве, приведённой в предисловии к Тикуней Зоар (17 а): «Ты Высший над всеми высшими, Непостижимый из всех непостижимых, мысль неспособна постичь Тебя абсолютно». Поэтому о Его деяниях («Который приказал нам») мы говорим в третьем лице (на иврите «третье лицо» называется «скрытым» — лашон нистар), чтобы подчеркнуть, что мы не в состоянии постичь Его.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Как зовут Б-га?

Материалы по теме


Еврейский народ за века изгнания пережил много бед и гонений. Еврейские погромы стали таким распространенным явлением, как и антисемитизм в целом. Мы рассмотрим всю многовековую «практику» погромов: с чего все началось, как возникали погромы, какие из них имели самые ужасные последствия. Читать дальше

История еврейского народа 68. Эпидемии в Европе: черная смерть

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.

История еврейского народа 101. Польские евреи после трагедии 5408 (1648) года

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.

Ам Исраэль хай 46. Черта оседлости 1820-1880. Царь Александр III

Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»

Агрессивная ассимиляция начала приносить свои плоды. Всё больше и больше евреев пренебрегали традициями и высказывали сомнение в отношении заповеданного народу Израиля пути.

13
вопросов

Новый год

Этот тест прошли 270 раз

Хорошо ли вы знаете историю этого праздника?

История еврейского народа 94. Польские евреи до событий 5408 (1648) года

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Название страны, «Полин», евреи поняли как сочетание двух еврейских слов — по — «здесь» и лин - «переночуй»,

Ам Исраэль хай 3. Жуткая бойня

Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»

Богдан Хмельницкий — фигура зловещая. Стремление к свободе обернулось для евреев массовыми погромами и преследованиями.

Ам Исраэль хай 48. Времена меняются

Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»

Лозунг «Бей жидов, спасай Россию» воплощается. Погромы на юге России негласно поддерживаются царским правительством.

Хахам Цви

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Рассказывают, что во время казацкого восстания его отец, р. Яаков Ашкенази-Зак из Вильно, был захвачен в плен. Два еврея, которым удалось укрыться и спастись, видели, что он был убит во время расправы над пленными. Они сообщили об этом его молодой вдове, и раввинский суд, выслушав их свидетельства, разрешил ей создать новую семью. Спустя несколько лет она согласилась на помолвку, однако в ночь перед свадьбой, вызвав всеобщее потрясение, возвратился домой р. Яаков...