Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Саддукеи — Цдуким

Оглавление

Цдуким, Саддукеи — секта в иудаизме в эпоху Второго Храма. Саддукеи-цдуким отрицали Устное учение, традицию которого поддерживало большинство мудрецов Торы — прушим (фарисеев) — и в противовес им трактовали Писание буквально в большинстве случаев. В свое время цдуким имели некоторое влияние в кругах правящей элиты и династии Хасмонеев (Хашмонаим), особенно ближе к концу этого периода. Цдуким существовали вплоть до разрушения Храма римлянами в I в. н.э. После этого цдуким, в отличие от своих противников прушим, сошли с исторической арены и исчезли. Однако, в дальнейшем (в VIII-IX вв. н.э.) подход цдуким был во многом позаимствован основателями секты караимов.

Спор между саддукями-цдуким и фарисеями-прушим [↑]

Многие полагают, что название цдуким (от которого образовано русское саддукеи) образовано от имени священника Цадока. А в наших источниках зафиксирована такая точка зрения на появление этого названия (см.ниже), и связана она с историей возникновения секты цдуким.

В Талмуде упоминается, что «цдуким и байтусим» неправильно поняли высказывание мудрецов о том, что надо служить Всевышнему не ради награды. Некто Цадок и Байтос (или Байтус) были недоучившимся учениками мудреца Антигнос Иш Сохо. То самое высказывание, послужившее началом раскола, приведено в трактате Пиркей Авот как раз от его имени (также см. у нас на сайте Пиркей Авот, 1:3.): «…служи Всевышнему не для награды» (в другом переводе — «не будьте, как рабы, служащие за награду»).

Итак, цдуким начали свой путь с того, что неправильно поняли фразу «не служи ради награды» — из этого был сделан вывод, что в Будущем мире вообще нет награды, как нет и загробной жизни.

Постепенно цдуким пришли к тому, что в принципе отказались признавать авторитет мудрецов. Вместо этого они настаивали на буквальном понимании Письменной Торы, понимая и интерпретируя ее текст по-своему.

Интересно, что полностью отрицать Устное предание цдуким не могли, потому что без него невозможно выполнить практически ни одну заповедь — изучавшие Пятикнижие знают, что почти никаких подробностей законов там не сообщается, вместо них — загадочные слова «как Я укажу тебе»; эти слова «намекают» на наличие устного разъяснения к Закону.

Углублению раскола между перушим и цадуким способствовала позиция, занимаемая руководителем еврейского народа Йохананом Гирканом. В начале своего правления он выполнял все заповеди Торы, но ведомые им войны, его планы увеличения территории государства не нашли поддержки у еврейских мудрецов, идущих путями Торы. Поэтому Гиркан отдалился от них и сблизился с цдуким, которые надеялись с его помощью прийти к власти.

Впоследствии цдуким «прославились» еще многими спорами с прушим, в которых отрицали Устное Учение.

Одним из самых известных заблуждений цдуким стала буквальная трактовка фразы «Отсчитайте после Субботы семь недель…», которая указывает дату празднования Шавуот.

По трактовке цдуким, под словом «Суббота» подразумевается первая суббота Песаха, поэтому Шавуот должен выпадать всегда на первый день недели. Мудрецы же, прушим, получили предание о том, что под словом «суббота» в данном случае подразумевается Йом тов, первый праздничный день Песаха, и Шавуот должен быть ровно через 50 дней после него. В Торе праздник несколько раз называется «шаббат», поэтому это объяснение не противоречит простому смыслу написанного. Но помимо этого, можно заметить идеологическую подоплеку в этом споре: по версии цдуким, Шавуот является просто летним праздником, не связанным напрямую с Песахом. По версии прушим (которая и принята как Закон), Шавуот — завершение периода, начавшегося Исходом из Египта и закончившегося Дарованием Торы. А ведь получение Торы и было той целью, ради которой Всевышний вывел евреев из египетского рабства.

Мотивы появления цдуким [↑]

Однако, как полагает большинство историков, главной подоплекой была борьба за политическую власть. Потому что без авторитета Устной Торы можно было перекраивать Письменную по своему желанию. «Партия» цдуким, в основном, была представлена знатными и богатыми людьми, близкими к властям. К сожалению, многие первосвященники также относились к цдуким. Они не желали подчиняться авторитету мудрецов и сквозь пальцы смотрели на эллинизаторское движение в народе

После разрушения Второго Храма и потери Иудеей самостоятельности цдуким практически исчезли, что лишь подтверждает сугубо политическую подоплеку этого движения.

Цдуким, отрицая Устную Тору, проложили дорогу многочисленным «новациям», которые причинили огромный вред еврейскому народу: все попытки отрицания Устной Торы рано или поздно приводят к отрыву от еврейского бытия и к ассимиляции в течение двух-трех поколений. Неудивительно поэтому, что через некоторое время цадуким объединились с эллинизированными евреями и противопоставили себя миру Торы. Их политическое влияние было очень сильным и временами именно они представляли интересы Иудеи в Риме.

Прушим же — мудрецы Торы, которые настаивали на тщательном исполнении как Письменной Торы, так и Устной (тем более, что первое весьма проблематично без второго, как указано выше) — старались научить людей не только исполнять «букву» Закона, но и любить ближних, помогать им, исполняя тем самым повеление Всевышнего «ходить Его путями». Укрепление знаний и исполнения Торы в их глазах было самым важным делом. Простой народ в большинстве своем поддерживал именно их.

Выводить материалы