Из цикла «История еврейского народа», темы: Цдуким, Хашмонаим, Война, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Власть, Рим
Снова Эдом
Шломит Александра умерла в 3693 году (67 год до н.э.). Перед смертью она завещала престол своему старшему сыну Гиркану. Но Аристобул не захотел подчиниться своему слабовольному брату, и началась братоубийственная война. Решающая битва произошла около Йерихо. Аристобул победил; Гиркан сдался на милость победителя и согласился передать брату трон. За это Аристобул предоставил ему возможность занять пост первосвященника.
Казалось, в стране наступил мир. Цадуким, возвратившиеся к управлению страной, не посмели угнетать перушим, потому что годы правления царя Яная показали, насколько трудно преследовать тех, кто имеет поддержку в широких слоях народа.
Но Иудее не суждено было наслаждаться миром долго. На этот раз виновником нарушения покоя оказался Антипатр, один из потомков народа, который Йоханан Гиркан заставил перейти в иудейство. Эдомитянин Антипатр был близок с Гирканом еще в годы правления его матери — царицы Шломит Александры. Антипатр считал Гиркана будущим царем и надеялся с его помощью занять высокое положение. Мирное соглашение братьев лишало Антипатра этих надежд. Чтобы заставить Гиркана нарушить союз, заключенный с братом, тщеславный и неразборчивый в средствах Антипатр сообщил ему, что Аристобул, якобы, собирается его убить. Он убедил Гиркана бежать к арабскому царю Арету и просить его помощи в борьбе с Аристобулом. Мощный владыка Аравии, южной соседки еврейского государства, Арет вторгся в Иудею и атаковал войско Аристобула, укрепившееся в Иерусалиме. Вражеские солдаты осадили святой город.
Осада Иерусалима
Чувства людей, переживавших братоубийственную войну, выражены в молитве праведника Хони. Когда сподвижники Гиркана потребовали от него проклясть Аристобула, Хони обратился к Б-гу со следующими словами: «Владыка мира! Осаждающие город — часть Твоего народа, и осажденные в нем — служители Твои. Прошу Тебя, не делай того зла, о котором молят Тебя и те, и другие».
Во время осады Иерусалима произошло событие, потрясшее всю страну. Люди Аристобула договорились с людьми Гиркана, что каждый день с крепостной стены будет спускаться коробка с динарами, а люди Гиркана, взяв деньги, посадят в коробку двух баранов для принесения жертвы в Храме. Однажды люди Гиркана, чтобы надругаться над коэнами и храмовой службой, посадили в коробку вместо баранов свиней. Когда коробку начали поднимать по стене, свиньи царапали ее копытами. В наказание за это святотатство Иудея пережила сильное землетрясение.
Рим показывает когти
В то время римский полководец Помпей воевал с царем Армении Тиграном. Свиньи, царапающие иерусалимскую стену, послужили явным указанием на то, что братоубийственная война открывает путь к подчинению Иудеи. Помпей послал своего военачальника Скаврия в Сирию. И тут враждующие стороны — братья из рода Хашмонеев — совершили роковую ошибку, попросив у римлян помощи для разрешения их спора. Этот шаг, в конце концов, привел к потере еврейским государством своей независимости. Аристобул подкупил Скаврия, и римлянин приказал арабскому царю Арету снять осаду Иерусалима. Арет и Гиркан покорились этому приказу и бежали из Иерусалима. Аристобул преследовал их и убил около шести тысяч человек.
Победив тем временем Тиграна, Помпей возвратился в Дамаск. Оба брата направили к нему послов с дорогими дарами. Прибыла в Дамаск и народная делегация, просившая римлян лишить трона обоих братьев и учредить в Иудее народное правительство. Помпей пригласил в Дамаск Гиркана и Аристобула. Будучи занят военными проблемами, он приказал братьям подождать. Аристобула такая задержка рассердила, он вернулся в Иерусалим и окопался в городе. Но когда Помпей с войском подошел к Иерусалиму, Аристобул явился в лагерь римлян, где и был арестован. Помпей направил в Иерусалим своего военачальника Габиния. Сторонники Аристобула отказались сдаться, однако сподвижники Гиркана открыли городские ворота, надеясь найти в римлянах поддержку. Три месяца сторонники Аристобула мужественно сопротивлялись, пока римляне осадными машинами не пробили брешь в Храмовой стене и не ворвались на территорию Храма. Разъяренные римляне убили всех евреев, которых им удалось схватить. Многие из защитников Храма предпочли сброситься со стен города или крыш домов, чтобы не попасть в руки врага.
Коаним продолжают службу
Римляне, ворвавшиеся в Храм, увидели там коаним, которые, невзирая на войну и захват Иерусалима, спокойно вершили службу. Враги убили всех их рядом с храмовым жертвенником. Произошло это в 3697 году (63 год до н.э.). Когда римляне захватили Храм, Помпей вошел в Святая Святых. Вид этого места настолько потряс его, что он запретил солдатам находиться там и приказал отмыть от крови залы Храма.
Помпей сместил Аристобула и назначил Гиркана первосвященником и «народным правителем».
Независимость Иудеи, завоеванная в героических войнах первыми Хашмонеями, была утрачена по вине последних Хашмонеев. Города Заиорданья Помпей отторг от Иудеи и присоединил к Сирии.
Аристобул и его сын Антигон вместе с сотнями других пленных были уведены в Рим и во время победоносного шествия Помпея на глазах у всего народа шли перед его колесницей. Александр, старший сын Аристобула, также попал в плен, но сумел бежать.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Толдот Йешурун
На любой войне пробуждаются тысячи сердец, Б-г хранит и оберегает нас.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Захария Матитьяу
Природа — сокрытие чуда
Переводчик Виктория Ходосевич
Однажды утром доктор Гольдберг ехал на работу на своей машине и ему почему-то пришло в голову для разнообразия изменить маршрут и проехать по скоростному шоссе, которого он обычно избегал.
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Захария Матитьяу
Чудо и проблема первопричины
Неизвестный автор
Добро, которые мы делаем другим людям, впоследствии возвращается. История о солдате, который был ранен арабским снайпером.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?