Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В каждом есть то, чего нет в других»Раби Пинхас из Кориц
Иудея под властью римлян.

Упразднение Санхедрина

После ухода Помпея Гиркан остался наместником Иудеи, подчинявшимся Габинию — римскому правителю в Дамаске. В действительности страной управлял не Гиркан, а его советник Антипатр, власть которого народ не хотел признавать.

Когда сын Аристобула Александр бежал из плена, он нашел много единомышленников, собрал большую армию и попытался свергнуть своего дядю. Габиний пришел на помощь Гиркану, разбил армию Александра и вторично увел того в плен. Это произошло в 3703 году (57 год до н.э.).

Стремясь ослабить Иудею, Габиний лишил полномочий Санхедрин — Высший Суд — духовный центр еврейского народа. Во времена кровопролитных войн и волнений влияние Санхедрина на народ было гораздо сильнее, чем власть политических деятелей. Габиний разделил Иудею на пять провинций, каждая из которых имела свои малый Санхедрин. В этом шаге мудрецы того поколения увидели угрозу тотального разрушения. Они говорили: «С тех пор как упразднен Санхедрин, перестали слышаться песни радости». Молитвы 9-го ава оплакивают утрату Санхедрина как величайшее горе. Однако Габиний не достиг своей цели полностью. Место Санхедрина в Иерусалиме занял главный Бейт амидраш (Дом Учения), который тогда возглавлял Шамай. Этот Бейт амидраш стал духовным центром народа Израиля.

Аристобул не отказался от борьбы за царский престол. Вместе с сыном Антигоном в 3704 году (56 год до н.э.) он бежал из Рима. Прибыв в Иудею, они собрали под свои знамена тысячи воинов, однако их войска были разбиты Габинием. В этой войне Антипатр встал на сторону римлян. Чтобы успокоить народ, преданный дому Хашмонеев, Габиний оставил титул наместника за Гирканом, но истинным правителем страны по-прежнему оставался Антипатр.

Между молотом и наковальней

По примеру большинства наместников Габиний притеснял жителей Иудеи вовсе не для блага римских властей, а для собственного обогащения. Сменивший Габиния Красс был еще хуже — он начал грабить святой Храм. Прошло немного времени, и Красс погиб во время войны с парфянами.

Победа парфян вселила в сердца евреев надежду на избавление от римского владычества. Большая часть народа восстала против поработителей, но римский наместник Кассий разгромил еврейскую армию. Около тридцати тысяч евреев были проданы в рабство. И в этой войне Антипатр стоял на стороне римлян.

Аристобул не терял надежды вернуть царский престол. В Риме началась жестокая борьба за власть между Помпеем и Юлием Цезарем. Помпей бежал из города, чтобы собрать в Греции и других странах армию и флот против Юлия Цезаря. Стремясь ослабить влияние Помпея в Иудее, Цезарь освободил Аристобула и поставил его во главе двух римских легионов. Аристобул отправился на родину, но в Италии был отравлен сторонниками Помпея; по тому же приказу в Дамаске казнили его сына Александра.

Война между двумя римскими вождями закончилась победой Юлия Цезаря. Вместе с легионами Цезаря во время его египетской кампании сражались еврейские воины. В Египте Юлий Цезарь вел тяжелые бои против сторонников Помпея, и поддержка евреев оказала ему большую помощь.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.