Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Ни у кого нет права говорить о евреях что-либо дурное, следует лишь подчёркивать их заслуги»Раби Леви-Ицхак из Бердичева, Кдушат Леви, Пинхас
Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им

Рассечение вод Иордана

Дважды в истории Б-г разделял воды ради еврейского народа. В первый раз он рассек Красное море во время Исхода из Египта. Второй раз это произошло, когда Иеошуа вел евреев в Эрец Исраэль через Иордан. Как сказано в одном из псалмов: «Море увидело и побежало, Иордан обратился вспять» (Теилим 114:3). Однако между этими двумя событиями есть существенная разница. Когда вышедшие из Египта евреи добрались до Красного моря, они увидели себя в безвыходном положении. Сзади их настигала египетская армия, а путь вперед преграждала морская пучина. Бежать было некуда. Оставалось лишь надеяться на чудо. И чудо произошло: море расступилось, и евреи были спасены.

Когда же возглавляемая Иеошуа еврейская армия подошла к реке Иордан, за ней никто не гнался. Наоборот, евреи должны были вступить на территорию, контролируемую вражескими силами. Ширина Иордана составляла всего около тридцати метров, и для переправы можно было использовать мост или лодку. Зачем же тогда Всевышнему потребовалось рассечь воды Иордана? У этого чуда была двойная цель. Во-первых, оно должно было напомнить евреям, как Моше провел их через Красное море, и, таким образом возвысить в их глазах Иеошуа бин Нуна, показав его достойным преемником Моше и бесспорным руководителем нации. И, во-вторых, Ашем хотел внушить страх ханаанским народам и вывести их из равновесия. Обе цели были достигнуты. Переход через Иордан совершился во вторник 10-го нисана 1270 г. до н.э. «В тот день Ашем возвеличил Иеошуа перед глазами всего Израиля; и стали они бояться его так же, как боялись Моше…» (Иеошуа 4:14). «И было: как услышали… все цари ханаанские,… что иссушил Ашем воды Иордана,… оробело сердце их» (там же 5:1).

Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им. Теперь они точно знали, что успех обеспечен, Эрец Исраэль будет покорена. Чтобы усилить это впечатление и придать Своей Воле большую убедительность, Ашем повелел им при переходе через Иордан изменить порядок построения двенадцати колен. Во время странствования по пустыне Ковчег Завета несли левиты, следовавшие за коленами Иеуды и Реувена, которые возглавляли колонну. Теперь левиты передали Ковчег коэнам, вставшим впереди всей процессии. Когда коэны вошли в реку, воды немедленно расступились. Было видно издалека, как к небу взметнулись две гигантские водяные стены, открывшие путь еврейскому народу для триумфального вступления на свою землю. Мальбим приводит следующее образное сравнение: когда войско готовится к покорению чужих земель, царь становится во главе его. Всеми своими действиями он хочет показать, что является главнокомандующим своей армии и будущим повелителем страны, которую предстоит покорить. Подобно тому, как боевые колонны воинов почтительно расходятся, открывая путь царю, стража распахивает перед ним ворота, точно так же разошлись воды Иордана, чтобы позволить посланникам Царя Царей войти в Святую Землю.

Вопреки законам природы

Рассечение вод Иордана было первым из серии чудес, совершенных Всевышним для своего народа в Эрец Исраэль. Солнце и луна целые сутки стояли неподвижно над аялонской долиной, чтобы позволить армии Иеошуа завершить разгром аморитов (Иеошуа 10:12-15). Во время боя в Бет Хороне на головы врагов прямо с неба падали огромные валуны (там же 10:11).

При царе Хизкияу 185-тысячная армия Санхерива, готовившаяся к осаде Иерусалима, за одну ночь вымерла целиком (II Цари 19). В книгах пророков и в Устной традиции можно найти множество такого рода историй, когда Б-г чудесным образом вмешивался в ход событий на стороне своего народа.

Чудо происходит в тех случаях, когда Всевышний желает изменить раз и навсегда установленный, естественный порядок вещей. Какую бы цель ни преследовал Ашем — спасти одного человека или целый народ, или проявить Свое могущество — совершенное Им чудо доказывает Его полную и безраздельную власть над человеком и природой. Хотя Б-г вездесущ, мы особенно наглядно убеждаемся в Его Присутствии, когда совершается что-то «невозможное», например, рассечение моря или избавление малого народа от власти другого народа, более сильного и многочисленного.

В Эрец Исраэль Его власть ощущается гораздо сильнее, чем где бы то ни было. «Это земля, о которой Ашем, Б-г твой, печется, — глаза Ашема, Б-га твоего, непрестанно на ней» (Дварим 11:12). В связи с этим давайте же вспомним законы, установленные в память о свершившихся чудесах.

Законы, связанные с посещением мест, где совершались чудеса

1. При посещении мест, где Б-г совершал чудеса ради еврейского народа, следует произнести следующее благословение: «Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, совершивший чудеса ради наших отцов в этом месте».

2. Это благословение произносится только, если человек не посещал это место в течение тридцати дней (без учета нынешнего дня и дня последнего посещения). Если, проходя мимо памятного места в пределах упомянутого 30-дневного периода, Вы не прочли благословение или не знали о святости этого места, все равно нельзя произносить благословение, пока не пройдет еще 30 дней.

3. Многие исторические объекты в Израиле связаны с покорением страны армией Иеошуа; среди них — место, где расступились воды Иордана («и народ переходил против Иерихо» — Иеошуа 3:16); где валуны падали с неба на головы хананейцев (рядом с Бет Хороном); и, конечно же, остатки провалившихся в землю древних стен Иерихо. Однако, если вы не знаете точного расположения места совершения чуда, благословение читать нельзя. (Вместо этого при виде, например, какого-то участка реки Иордан можно прочесть хвалебную песнь.) По другим причинам упомянутое благословение не произносят на горе Кармель, где пророк Элияу воздвиг жертвенник (I Цари 18), а также возле стен Старого города в Иерусалиме, где чудесным образом в одну ночь вымерла вся армия Санхерива (II Цари 19:35).

4. Существует еще одно благословение; его произносят в память о чуде, публично совершенном ради крупного праведника. «Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, совершивший чудо ради праведных в этом месте». В качестве примера можно вспомнить львиную яму, в которую бросили Даниэля (Даниэль 6), а также горящую печь, из которой были спасены Ханания, Мишаэль и Азария (там же 3:13-30). Сегодня мы не знаем точного расположения этих мест.

5. Писание рассказывает, что жена Лота превратилась в соляной столб (Берешит 19:26). На этом месте произносят два благословения: «Благословен… Судия истинный» и «Благословен… помнящий праведных».

6. Всякий, кому удалось избежать опасности благодаря чуду, произносит благословение Агомель

во время чтения Торы в синагоге. Сделать это надо не позже, чем через три дня после происшедшего события. «Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, воздающий добром, который воздал мне всеми видами добра». Не нужно ничего произносить в момент совершения чуда. Однако в следующий раз, когда человек минует место совершения чуда , он благословляет: «Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, совершивший для меня чудо в этом месте». Благословение произносят, даже если от памятного события не осталось никаких видимых следов. Его разрешается повторять через каждые 30 дней до конца жизни. Потомки того, с кем произошло чудо (даже те, кто родился до этого события), также могут читать это благословение при посещении памятного места. Сын или дочь говорит: «Благословен… совершивший чудо для моего отца в этом месте», а внук благословляет Всевышнего так: «…совершивший чудо для моего деда в этом месте».

Песнь Иордана

Живший в XIV веке рабби Иштори Апархи сочинил стихотворение, которое читают при виде реки Иордан.

На берегу Иордана буду я благословлять, восхвалять, превозносить и благодарить Имя Твое,

Для народа Своего рассек Ты его, как море Красное…

И для Элияу разделил Ты (его… прежде чем тот вознесся к небу на колеснице); и так же для Элиши (его ученика), который не спешил, когда Иордан расступился перед ним.

Обнажена была Твоя святая десница (Ты проявил господство над законами природы), о, несущий спасение смиренному на роду. Поступай, как считаешь нужным, О, спаситель Циона.

Обрезание у Гильгаля

На следующий день после вступления в Израиль Иеошуа обрезал всех мужчин, родившихся в пустыне. Левиты и отдельные праведники выполняли эту мицву даже во время сорокалетнего странствования по пустыне. Остальной народ на законных основаниях воздерживался от этого священного обряда, чтобы не подвергать опасности жизнь детей. Б-г вел евреев по пустыне, и никто не знал, что случится с ними на следующий день. Если столб дыма стоял неподвижно над Мишканом, они не двигались с места. Если же столб поднимался, они складывали вещи и отправлялись в путь, следуя за Облаком Славы. В таких условиях было опасно делать обрезание новорожденному младенцу, так как легко было занести инфекцию. Лихорадочные сборы и тяготы похода тоже могли поставить под угрозу жизнь ребенка. За все время их скитаний по пустыне целительный северный ветерок не подул ни разу, чтобы не сместить Облако Славы. Поскольку Санхедрин не мог гарантировать безопасность детей, он решил не заставлять народ выполнять заповедь обрезания. Но теперь, расположившись у Гильгаля и не опасаясь нападения хананейских племен, временно парализованных ужасом при виде сверхъестественных явлений природы, которые сопровождали переход евреев через Иордан, народ почувствовал себя в достаточной безопасности, чтобы исполнить эту драгоценнейшую заповедь.

с разрешения издательства Швут Ами


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Зависть проистекает от несовершенства души. Мы приводим отрывок из известной книги Орхот цадиким («Пути праведников») о качестве зависти. Читать дальше