Из цикла «История еврейского народа», темы: Цдуким, Прушим, Мудрецы, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Власть
Спокойный период
После смерти мужа Шломит Александра взяла власть в свои руки. Ее брат Шимон бен Шетах возвратился из изгнания, и вместе с ним вернулись на родину многие мудрецы, бежавшие от гнева Яная. Во главе Санхедрина встали Шимон бен Шетах и Йеуда бен Табай. Жизнь народа потекла по новому руслу, много более соответствуя законам Торы. Судопроизводство было перестроено, причем особое внимание уделялось подбору судей. Шимон бен Шетах наставлял судей так: «Тщательно допрашивай свидетелей и будь осторожен и выражениях, чтобы, пользуясь ими, они не научились лгать».
В духе подобных наставлений, т. е. тщательно и беспристрастно, судили мудрецы даже своих противников. Были наказаны только те из них, чьи преступления однозначно подтверждались несомненными свидетельствами — например, участники распятия по приказу царя Яная восьмисот несчастных. Благодаря справедливому суду в Иудее воцарился мир. Страна, столь сильно пострадавшая во времена Яная от бесконечных войн и внутренних распрей, набирала силы. Улучшилась система школьного обучения. Экономическое положение стабилизировалось. Казна государства пополнилась и позволила царице увеличить армию. Шломит Александра понимала, что сильная армия необходима для обороны страны. Соседние государства теперь опасались воевать с Иудеей, и в стране, ранее постоянно раздираемой войнами, наконец, наступил период мира и покоя. Должность первосвященника царица передала своему старшему сыну Гиркану — честному, но слабовольному человеку. Его младший брат Аристобул был более энергичен и деятелен, но склонялся на сторону цадуким, поэтому царица отдалила его от управления страной.
В течение царствования Шломит Александры цадуким лишились своего прежнего влияния, но не прекращали попыток изменить расстановку сил в стране. В последние годы своего правления Шломит была не в состоянии бороться с ними и со своим сыном Аристобулом. Цадуким угрожали перейти на сторону арабов и выступить против царицы, если она отстранит их от управления страной. Испугавшись, царица передала под их контроль несколько крепостей и поставила Аристобула во главе иудейской армии.
Неожиданно большая опасность возникла на севере страны. Царь Армении Тигран захватил Сирию и угрожал Иудее. Получив большую сумму денег, он согласился не вступать в страну и отвести свои войска. Но уже через короткое время римские войска разгромили армию Тиграна, подчинили себе Сирию и подошли к границам еврейского государства.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо