Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стыдить кого-то публично — настолько серьёзное преступление, что совершивший его лишается доли в грядущем мире»Рав Зелиг Плискин, из книги “Береги свою речь”
Кто такие фарисеи?

Начало раскола

Птолемей решил предпринять новые шаги против Иудеи и обратился к Антиоху Седьмому с просьбой поддержать его борьбу. Сирийский царь во главе огромной армии выступил в поход и окружил Иерусалим. Жители города мужественно сопротивлялись. Это отчаянное сопротивление вынудило Антиоха Седьмого переменить тактику и принять предложение Гиркана о перемирии. Сирийский царь потребовал передать ему прибрежные города и выплачивать ежегодный налог. Так Иудея снова оказалась под властью Сирии.

Но это иго продолжалось недолго, так как в царстве Селевкидов вспыхнули раздоры, и, воспользовавшись этими внутренними распрями, Гиркан сумел не только освободить всю Иудею, но и расширить ее границы. Он покорил самаритян, разрушил их святилище на горе Геризим и включил Шомрон в состав Иудеи. Потом он предпринял новый поход, победил живших в Негеве эдомитян и обратил их в иудаизм. Насильственный гиюр эдомитян, противоречащий законам Торы, принес большие несчастья еврейскому народу и, в конечном итоге, привел к разрушению Святого Храма.

Йоханан Гиркан продолжал войны, не только защищая народ Израиля и Тору, но и для того, чтобы расширить границы своего государства путем покорения соседних народов. Многие были недовольны политикой нового правителя. Вновь начали поднимать головы цадуким. Они вместе с эллинистами образовали единый фронт против последователей Торы, хранивших святость и чистоту еврейского народа. Именно в это время народ разделился на два противоположных лагеря — перушим и цадуким.

Перушим и цадуким

Перушим (фарисеи) называла себя часть народа, соблюдавшая заповеди и хранившая верность Письменной и Устной Торе, а также всем установлениям мудрецов предыдущих поколений. Перушим изо дня в день тщательно выполняли все предписания, касающиеся ритуальной чистоты. Большинство же простого народа соблюдало законы очищения только перед входом в святой Храм, в частности, во время трех ежегодных посещений Иерусалима — в Лесах, Шавуот и Суккот.

В противоположность перушим цадуким отрицали Б-жественное происхождение Устной Торы, проложив тем самым дорогу многочисленным «новациям», которые причинили огромный вред еврейскому народу. На собственном историческом опыте мы убедились, что все попытки отрицания Устной Торы приводят к отрыву от еврейского бытия и к ассимиляции в течение двух-трех поколений. Неудивительно поэтому, что цадуким объединились с эллинизированными евреями и противопоставили себя миру Торы. Их политическое влияние было очень сильным и временами именно они представляли интересы Иудеи в Риме.

Цадуким по-своему интерпретировали Тору, понимая буквально многие ее указания. Они отрицали вознаграждение после смерти, воскресение мертвых и другие принципы, о которых Письменная Тора говорит лишь намеком. Естественно также, что цадуким не признавали установлении мудрецов и, находясь у власти, стремились изменить порядок ведения службы в Храме.

Не верь самому себе

Углублению раскола между перушим и цадуким способствовала позиция, занимаемая духовным руководителем еврейского народа Йохананом Гирканом. В начале своего правления он выполнял все заповеди Торы, но ведомые им войны, его планы увеличения территории государства не нашли поддержки у еврейских мудрецов, идущих путями Торы. Поэтому Гиркан отдалился от них и сблизился с цадуким, которые надеялись с его помощью прийти к власти.

В 3656 году (104 год до н.э.) Йоханан Гиркан умер. Ему удалось значительно расширить границы Иудейского государства, но, сбившись с пути, проложенного первыми Хашмонеями, которые посвятили свою жизнь борьбе за Тору и выполнению ее заповедей, он совершил непоправимый грех. Поэтому его победы обернулись настоящим несчастьем для еврейского народа.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.