Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Слово Ашема: Разве Я хочу смерти нечестивого? Но пусть вернётся нечестивый со своего пути и - будет жив!»Йехезкель 33:11
По материалам газеты «Истоки»

Кто такие фарисеи и чем они были плохи?

Ничем не плохи. Слово происходит от еврейского перушим, мудрецы и учителя Торы, те, кто ее трактовали, изучали и объясняли. Так назывались еврейские мудрецы эпохи Второго Храма, жившие в период Хашмонаим до завоевания Эрец Исраэль римлянами. Мудрецам-перушим противостояла секта садукеев, отрицавших Устную Тору.

Корень пренебрежительного отношения к «фарисеям-книжникам» лежит вне иудаизма, а именно в антисемитски настроенных «первоисточниках» древних христиан. Последние видели в тех, кто старался сохранить живую еврейскую традицию, угрозу своим основным положениям, согласно которым вера во Всевышнего заключается отнюдь не в соблюдении Его заповедей.

Еврейский народ пошел не за садукеями и тем более не за агитаторами новой упрощенной и извращенной веры, возникшей в те времена и распространившейся затем по всему миру. Клички «книжник», «начетчик» и «талмудист» стали бранными в устах именно христиан, злобно относящихся ко всему еврейскому. Повторяя их за ними, надо знать, откуда они взялись и что под собой скрывают.

В Талмуде, а также в послеталмудической литературе, вплоть до наших дней, слово паруш употребляется в смысле «воздержанного» человека, который сторонится не только излишеств, но даже разрешенных удовольствий. Читаем в Тосефте (Сота 15): «После разрушения Храма явилось в Израиле много перушим, которые отказались от мяса и вина».

Отсюда слово пришут — воздержание, умеренность во всем. Впрочем, у этого слова есть много значений — в зависимости, от чего человек позволяет себе «воздерживаться».

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.