Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Разве Всевышний «выводит» хлеб из земли? А не пшеницу?

Темы: Благословения на еду, Биркат аМазон, Рав Натан Агрес, Хлеб

Отложить Отложено

Подскажите, пожалуйста, как понимать благословение на хлеб «Благословен ты, Господь… Выводящий (Взращивающий) хлеб из земли»? Ведь из земли не выходит готовый хлеб, а только пшеница (на которую, как мне известно, благословляют при а-адама — «плод земли»), а хлеб это уже дело рук человека. И в остальных благословениях на пищу мы не находим ничего подобного, там ясно сказано: «Творящий плод дерева» или «земли» и т.п. Заранее большое спасибо.

Отвечает рав Натан Агрес

Спасибо за Ваш вопрос. Как мы убедимся, разобраться в этом очень важно.

Сначала давайте обратимся к источникам. Известно, что все формулировки молитв и благословений, установленные Мужами Великого Собрания (начало периода Второго Храма), основаны на текстах Писания — Танаха. Так вот, в Иерусалимском Талмуде (см. Шулхан Арух 167:4) сказано, что браха (благословение) на хлеб основывается на стихе из Тэилим (Псалмов царя Давида, 104:14): «Взращивает Он траву для скота и зелень для труда человеческого, вывести (извлечь) хлеб из земли…».

Но это только «заостряет» вопрос, ведь в стихе ясно сказано, что есть различие между кормом для скота и человеческой пищей. Пища скота — трава — появляется уже готовой к употреблению. А вот человек получает лишь сырьё, из которого, в результате длительного труда, получится хлеб (см. комментарии Ибн-Эзры и Мальбима). Т.е. действительно, «извлечение» хлеба является как бы совместной работой Б-га и человека. И тогда совсем непонятно, почему мудрецы, формулируя это благословение, изменили смысл сказанного и приписали «извлечение» хлеба из земли непосредственно Всевышнему, проигнорировав роль человека?!

Ответ мы находим в Торе, в главе Экев (Дварим 8:7-18). Там сказано об обязанности произносить благословение после еды, а Талмуд (Брахот 48а) говорит, что это надо делать и до еды (см. «Зачем произносить благословение на еду дважды — до и после?»). Процитируем кратко: «Ибо Господь ведёт тебя в хорошую землю, где без скудости будешь есть хлеб, ни в чём не будет у тебя недостатка… и будешь есть, и насытишься, и благословишь Господа, Б-га твоего, за прекрасную землю, что дал тебе. Берегись, чтобы не забыл ты Господа… Может быть, когда будешь есть и насытишься, и дома хорошие построишь… и умножится твой скот, серебро и золото, и всё что у тебя. И возгордится сердце твоё, и забудешь Господа. И скажешь в сердце своём: “Моя сила и крепость моих рук доставили мне это богатство”. Но помни Господа, Б-га твоего, ибо Он даёт тебе силу приобретать богатство».

Т.е. избыток богатства и наслаждения ставит человека перед тяжелым испытанием: будет он помнить, Кто стоит за его успехом, или же припишет всё своей собственной силе, таланту и энтузиазму. Раби Овадья Сфорно поясняет: смысл повеления Торы «помни Господа, Б-га твоего, ибо Он даёт тебе силу приобретать богатство» заключается в исполнении именно этой заповеди — произносить благословение на еду. В самый критический момент, момент насыщения, сытости, довольства, человек напоминает себе о Всевышнем — Источнике своей силы и величия. И этим снижает риск возгордится и забыть Всевышнего.

Этот же «метод» использовали наши мудрецы, формулируя благословение на хлеб. С одной стороны, обратившись к стиху из Тэилим, они как бы «намекнули», что в изготовлении хлеба, безусловно, участвует и человек. Но с другой, чтобы уменьшить для нас риск возгордиться и забыть Всевышнего, «приписали» абсолютно всё Первоисточнику, как будто бы Он Сам выводит хлеб из земли, а человек — это только орудие в Его руках.

Но почему так сформулировано только благословение на хлеб, а на другие виды пищи благословения составлены по иному принципу? Ответ прост: риск возгордиться и переоценить собственный вклад гораздо больше, именно когда речь идет о хлебе. Остальные плоды достаются нам практически в готовом виде, а вот чтобы изготовить хлеб, необходимо целых одиннадцать ремёсел (см. Шабат 73а) — сколько ума, таланта и сложного труда! Поэтому требуется и особое напоминание — чтобы человек не погряз в иллюзиях о собственном величии и крепости своих рук.

Закон также предписывает (Шулхан Арух 167:4) во время благословения держать хлеб двумя руками и всеми десятью пальцами. И сама браха состоит из десяти слов, как и ее источник — стих из Тэилим. Смысл этого — помочь нам прочувствовать, что, хотя мы трудились над этим хлебом, как говорится, всеми десятью пальцами, наша сила — от Б-га, и Его мы благодарим за этот дар!

С уважением Натан Агрес

Материалы по теме


На заре своей истории еврейский народ состоял из 12-ти колен, прародителями которых считаются 12 сыновей Яакова. Каждое колено обладало своей уникальной особенностью. Читать дальше