Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как испечь халы, которые можно есть и с мясными, и с молочными блюдами?

Темы: Мясное и молочное, Кашрут, Рав Яков Шуб, Хлеб

Отложить Отложено

В молочной духовке пекли что-то парве (не мясное и не молочное), скажем, сдобу. Духовка бен йомо («того же дня»), то есть до парве там пекли молочное и не прошло 24 часа. И молочное, и парве не прикасалось к стенкам духовки, но и не было закрыто, скажем, фольгой.

Вопросы:

1. Можно ли есть эту сдобу вместе с мясным?

2. Нужно ли ждать 6 часов после мяса, чтобы есть эту сдобу?

3. Будет ли различие в законах сфарадим и ашкеназим?

4. Если уже смешали парве с мясным бэдиавад (и это свершившийся факт), разрешено ли это?

5. Каков закон, если сдоба была закрыта фольгой (или молочное, которое пекли до нее)?

Большое спасибо, если бы смогли ответить!

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. Как и в большинстве вопросов, относящихся к данной сфере, тут есть два «подвопроса»: можно ли поступать так изначально (лэхатхила) и что делать, когда такое уже случилось (бэдиавад)?

Но давайте для начала попробуем разобраться, какие проблемы смешения мясного и молочного могут возникать при использовании современных духовок.

Запах

В Талмуде (Псахим 76 б) разбирается вопрос о том, может ли запах, исходящий от запрещенного мяса, впитаться в кошерное мясо и сделать его также запрещенным, если они пекутся вместе в одной печи. Заключение, к которому приходит Шулхан Арух (Йорэ Дэа 108:1) на основании мнений ришоним (ранних комментаторов), состоит в следующем: изначально мы опасаемся, что запах, исходящий от запрещенного продукта, может превратить кошерный продукт в запретный, поэтому нельзя такие продукты запекать в одной печи в открытом виде. Однако постфактум, если их уже испекли, кошерный продукт разрешен к употреблению.

Стоит отметить, что, если один из этих продуктов имеет острый вкус, кошерный продукт будет запрещен даже постфактум, если их пекли в открытом виде.

Остатки пищи

Если на стенках, поддонах, решетках или двери печи сохранились остатки пищи, например, если в печи пекли мясо, то существует опасность: если в ней после этого запекать молочный продукт, он может соприкоснуться с ними и, соответственно, станет запрещенным. Видимые остатки пищи остаются запрещенными и по прошествии 24 часов.

Испарения

Испарение от продукта имеет тот же статус, что и сам продукт. Потому, если запрещенную пищу запекали с покрытием, испарения от нее поднимались к покрытию и оседали на нем, а затем под тем же покрытием (в течение 24 часов) запекали кошерную пищу, то она будет запрещена. Поскольку испарения от кошерного продукта, поднимаясь к покрытию, «впитывают» запрещенный вкус, а затем переносят его на кошерный продукт, делая его запрещенным (Рамо, Йорэ Дэа 108:1). Это относится и к испарениям, которые оседают на стенках печки или духовки.

Но: испарения имеют тот же статус, что и сам продукт, если это испарения жидкостей, а вот насчет испарений сухих продуктов существует спор: имеют они тот же статус, что и сам продукт, или нет (Питхей Тшува 92:6, Бадэй а-Шулхан 92:162).

Что касается современных духовок, то некоторые считают, что, поскольку температура в них достаточно высокая, испарения не успевают достичь стенок духовки. Однако современные галахические авторитеты согласны: изначально следует опасаться, что испарения есть и в наших духовках, как от жидких, так и от сухих продуктов (Игрот Моше, Йорэ Дэа 1:40, Мегилат Сефер 108:4).

Как поступать на практике

Изначально необходимо иметь отдельную духовку для мясного и отдельную для молочного, таким образом можно исключить любые опасения и так принято поступать в религиозных домах.

Однако постфактум (бэдиавад), если запекли в одной печке сначала мясной, а потом молочный продукт, они не запрещены, если один из продуктов был плотно закрыт и в печке не было остатков пищи.

В случае большой необходимости некоторые разрешают даже изначально испечь молочный и мясной продукты один за другим, если каждый из них плотно закрыть и почистить печь от остатков пищи (Игрот Моше, Йорэ Дэа 1:40, Шмират Шабат кэ-Илхата 42:21).

Как правильно печь халы на субботу

Тогда возникает вопрос: если в доме, как обычно, есть только две духовки, одна мясная, другая молочная, то как же печь халы на субботу? Ведь хала может впитать мясной или молочный вкус и ее нельзя будет есть с «противоположным» продуктом.

Мы упоминали, что некоторые галахические авторитеты полагают: хала считается сухим продуктом и ее испарения не имеют того же статуса, что и сам продукт. Кроме того, некоторые считают, что в наших духовках вообще нет испарений. Поэтому, если такую халу испекли, например, в молочной духовке, где не было остатков пищи, то нет проблемы есть их потом с мясом, и наоборот.

Однако, изначально, чтобы испечь халу, например, в молочной духовке и пользоваться ею как продуктом парве, нужно:

1) вычистить духовку от остатков пищи;

2) прокалить ее в течение получаса при максимально высокой температуре, а духовку, где есть такой режим, прогнать в режиме «селф-клин».

3) Некоторые «устрожают» закон и ждут 24 часа после того, как пекли молочный продукт, таким образом исключаются любые опасения.

После этого хала остается в статусе парве и ее можно есть как с молочными, так и с мясными продуктами.

При необходимости, например, перед субботой или приходом гостей, можно сделать так, и не дожидаясь, пока пройдут 24 часа (Минхат Ицхак 5:20).

Получается, что, в принципе, ответ на Ваш вопрос не связан с понятиями передачи вкуса (нат бар нат). Но, поскольку Вы спросили, давайте вкратце разберем и эти законы.

Продукты парве, например, овощи или рыбу, сваренные в мясной кастрюле (где варили мясо за последние 24 часа), разрешено есть с молоком и молочными продуктами. Поскольку мясо сначала «передало» свой вкус кастрюле, а затем этот вкус «выделился» из стенок, дна и крышки кастрюли и «впитался» в овощи, считается, что в результате вкус мяса ослабел и продукты, в которые он впитался, не запрещено есть с молоком (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 95:1). Некоторые галахические авторитеты полагают, что разрешено так поступать, не только когда продукты парве уже сварили. По их мнению, разрешено даже изначально варить их в мясной кастрюле, чтобы затем есть с молочными продуктами. Сказанное актуально для выходцев из сефардских общин.

Что касается ашкеназим, то они следуют мнению Рамо (Йорэ Дэа 95:1), который говорит: продукты парве, сваренные в мясной кастрюле, запрещено есть с молоком и молочными продуктами. Однако, если такой продукт уже смешали с молоком, постфактум его можно есть.

Кроме того, даже по мнению Рамо, если продукт парве был сварен в кастрюле, где варили мясо, и после этого прошло больше 24 часов, его можно есть с молоком, поскольку мясной вкус считается уже испорченным.

Продукт парве, сваренный в мясной кастрюле и впитавший вкус мяса, не имеет статуса самого мяса, поэтому после него не нужно пропускать 6 часов перед молочным. Точно так же, если человек ел мясо, не нужно пропускать 6 часов перед продуктом парве, сваренным в молочной кастрюле.

Следует отметить, что все сказанное относится только к разрешенным продуктам. Если же пищу сварили в кастрюле, где до этого варили запрещенный продукт, пища остается запрещенной все время, пока она сохраняет этот вкус.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше