Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Чувствительный ребенок

Чувствительный ребенок — это ребенок, на которого окружающая среда оказывает более сильное возбуждающее действие, чем на его сверстников. Чувствительность души — это предпосылка к наиболее возвышенной и совершенной вере. Существуют признаки, по которым мы можем распознать чувствительного ребенка, чтобы воспитывать его в соответствии с его врожденными качествами и создавать для него наиболее благоприятную среду. Повышенная чувствительность — не то же самое, что гиперчувствительность.

Оглавление

Хазон Иш — о чувствительной душе ↓

Чувствительный ребенок: врожденные качества ↓

Как распознать чувствительного ребенка? ↓

Какой ребенок — нечувствителен? ↓

Особый подход к чувствительным детям ↓

Наилучшая среда для взросления чувствительных детей ↓

1. Ограждайте ребёнка от слишком сильных впечатлений. ↓

2. Помогайте ребенку понять его внутренний мир ↓

3. Знайте, как реагировать на проблемное поведение ↓

4. Когда нужно, помогайте ребёнку подойти к слезам. ↓

Как справляться с повышенной возбудимостью? ↓

Гиперчувствительность ↓

«Воспитывай ребенка его путем…» ↓

Хазон Иш — о чувствительной душе [↑]

«Чувствительный ребенок» — это не новомодных термин, придуманный психологами. Еще Хазон Иш в своём труде «Вера и упование» писал об особенных душевных качествах, присущих некоторой части людей. По мнению Хазон Иша, эти качества являются предпосылкой к наиболее возвышенной и совершенной вере. Вот что говорится в 1-й главе книги «Вера и Упование»:

«Душевное качество, именуемое верой, — это тонкая склонность, свойство утонченной и изысканной души. Если человек обладает нежной и чувствительной душой…,— тогда он потрясен и взволнован, — ибо мир предстает перед ним как сокрытая волшебная тайна. Тайна эта окутывает его сердце и мозг… Лишь к тайне той устремлены все помыслы его, — душа тоскует разгадать ее, и он готов идти за то в огонь и в воду… Ибо что ему вся его жизнь, если она со всем своим очарованием ускользает совершенно от него, и душа его, кружа в печали, жаждет проникнуть в тайну свою и корни свои познать, — но заперты ворота…

И тот, в ком утонченная, чувствительная душа, весь он — открытая рана. Ибо многое узрело сердце его из виденного им под солнцем…» И далее Хазон Иш называет те органы чувств, которые есть у каждого человека (глаза, уши и т.д), но у особенно чувствительных людей они более восприимчивы, чем у прочих.

Чувствительный ребенок: врожденные качества [↑]

Примерно на каждого пятого ребёнка окружающая среда оказывает более сильное возбуждающее действие, этим он и выделяется среди своих сверстников. Это дети, которые быстрее других перегружаются, более тревожны, впечатлительны и ранимы, более бурно и остро реагируют, отличаются вспыльчивым характером.

Чувствительные дети демонстрируют более высокую восприимчивость и лучшую способность впитывать окружающую среду через органы чувств. Это можно сравнить с радиоантеннами, настроенными на максимальную силу приёма, чтобы не пропустить ни одного сигнала. В то время как у каждого ребёнка свой тип и уровень восприимчивости, сенсорная реакция будет сильнее обычной, будь то область зрения, слуха, осязания, вкуса, запаха, кинестезии, эмоций/восприятия.

Чувствительные люди от рождения имеют тенденцию замечать больше в своем окружении и глубоко размышлять, прежде чем действовать, в отличие от тех, кто замечает меньше деталей и реагирует быстро и импульсивно. Чувствительные дети часто учатся опосредованно, разглядывая других, при этом их мыслительные процессы могут быть крайне интенсивными, несмотря на недостаточную физическую вовлечённость.

Чувствительные люди, как взрослые, так и дети, обычно обладают хорошей интуицией, склонны к эмпатии, проницательны, заботливы и добросовестны. Чувствительный ребенок ощущает более интенсивные эмоции. Иногда это сильная любовь, трепет или радость. Но также и страх, злость и грусть, и эти эмоции тоже будут более интенсивными, чем у других детей.

Некоторые перевозбужденные чувствительные дети становятся настолько гиперактивны, что кажется, будто они страдают синдромом дефицита внимания. Но с их вниманием все в порядке, когда они не перевозбуждены и видят свои приоритеты. Перевозбуждение может выражаться в срывах с лежанием на полу и криками или, наоборот, в очень тихом и сдержанном поведении. У некоторых начинаются головные боли или боли в желудке — это и реакция их тела, и решение, если это дает им возможность пойти и отдохнуть.

Любой младенец может быть беспокойным или страдать от колик, но чувствительные младенцы обычно очень много плачут, когда вокруг них достаточно долго происходит слишком много (для них) событий. Кроме того, чувствительные дети больше зависят от настроения родителей — например, от их тревожности.

Чувствительные дети — существа, очень зависящие от привычек и ритуалов. Им нужно делать все в определенной последовательности, есть привычную еду, иметь привычный порядок в комнате.

Зачастую кажется, что чувствительные дети слабо адаптивны (им нужно знать, чего ожидать, и они явно не любители внезапных перемен), но все дело в том, что их просят приспосабливаться к очень многим вещам. Они часто перегружены или боятся быть перегружены всеми новыми стимулирующими мозг вещами, которые им нужно переработать прежде, чем они смогут расслабиться. Поэтому чувствительные дети сдерживаются вне семьи, а истратив свой ресурс, по возращении домой срываются.

Чувствительным детям обычно присуща настойчивость — они глубоко погружаются в свое дело и пытаются его завершить во что бы то ни стало или практикуются в чем-то, пока не достигнут совершенства. Но их видение совершенства иногда таково, что они не могут его достигнуть и очень расстраиваются.

Чувствительные дети легко отвлекаемы, потому что они замечают очень много деталей. Но обычно их склонность тщательно обрабатывать информацию перевешивает их отвлекаемость. Другими словами, они очень глубоко концентрируются в тихом месте и в отсутствие внутренних тревог.

Чувствительные дети нетерпимы к ошибкам. Они часто не могут настроиться на людей, которые не уделяют время тому, чтобы завладеть их вниманием и заинтересовать. Им сложнее следовать указаниям и правилам людей, к которым они не привязаны, потому что у них работают мощные инстинкты застенчивости. Они могут упорно от чего-то отказываться, если замечают, что их настойчиво пытаются вести в определённом направлении.

Как распознать чувствительного ребенка? [↑]

Чувствительные дети могут говорить, что от ярлыков на одежде у них чешется тело, что звуки слишком громкие, запахи слишком сильные или что какая-то еда так ужасна на вкус, что жжёт язык. Они также чаще страдают от аллергии и проблем с кожей. Они чувствуют дискомфорт и жалуются, когда ветрено, солнечно, холодно или жарко. Существует исследование, которое доказывает, что некоторым из таких детей может требоваться больше анестезии, так как они сильнее испытывают боль.

Завладеть их вниманием может быть нелегко, потому что они находятся под постоянной бомбардировкой сенсорной информации и испытывают перегрузку. Кажется, что помимо этого, по сравнению с другими, они одарены умом от природы — благодаря своей повышенной восприимчивости к информации и стимуляции. Взрослые могут считать, что они чрезмерно драматично или остро реагируют, но они всего лишь отображают тот огромный мир, который находится у них внутри.

Часто чувствительным детям не хватает детской беззаботности. Они кажутся слишком взрослыми и мудрыми для своего возраста. Их чувства очень легко ранить: они могут плакать из-за других детей, которым делают больно, или когда слышат грустную историю.

Какой ребенок — нечувствителен? [↑]

Ваш ребенок наверняка не чувствителен, если его чувствительность проявляется в чем-то одном или свойственна определенному возрасту. Например, у большинства детей появляется страх перед незнакомцами в возрасте от 6 месяцев до года, а в 2 года многие дети становятся более беспокойными и несговорчивыми. Большинство маленьких детей страдают от громких звуков и от разделения с родителями. Почти у всех иногда бывают ночные кошмары.

Ребенок также скорее всего не чувствителен, если за ним не замечали проявлений чувствительности до каких-то больших перемен в жизни — рождение брата или сестры, переезд, развод или новый заботящийся о нем взрослый (или их постоянная смена).

Особый подход к чувствительным детям [↑]

Нейробиологические отличия таких детей делают их более чувствительными к методам воспитания — они либо чахнут, либо расцветают. Когда они растут в стрессовых условиях, это накладывает на них большой отпечаток. В результате воздействия таких условий чувствительные дети чаще страдают от проблем психического характера.

При воспитании чувствительных детей мы сталкиваемся с рядом сложностей, поскольку эти дети разительно отличаются от своих покладистых сверстников и требуют особого внимания от родителей. Такой ребенок очень остро на всё реагирует по сравнению с другими. Родители таких детей часто относят на свой счёт такое поведение детей, считая его своей виной и не понимая, что эти дети подвержены чрезмерному воздействию окружающей среды. Родителям чувствительных детей подчас нелегко объяснить другим взрослым, чем их дети отличаются от остальных. Их часто осуждают за гиперопеку и неправильно истолковывают их действия.

Чувствительные дети легко перегружаются и перевозбуждаются под действием окружающей среды. Особенно ярко это проявляется в ранние годы их жизни, когда мозг еще незрел и сильнее подвержен перегрузкам сенсорной информацией. Причем возбудителем может стать совершенно незаметный для других фактор — такой, как жужжание флуоресцентных ламп или луч света из окна.

Чувствительным детям часто кажется, что они невыносимы в моменты, когда вместе складывается сразу несколько неблагоприятных факторов: усталость, голод и раздражение. Ощущение собственной невыносимости приводит к новым огорчениям и всплескам эмоций, к обидам и сопротивлению.

Среднестатистическому ребёнку требуется от пяти до семи лет, чтобы мозг научился полностью интегрировать сенсорную информацию с возрастающей скоростью и эффективностью. Необходимо понимать, что чувствительным детям может понадобиться больше времени на развитие мозга — ещё год или два сверх этого, в зависимости от уровня чувствительности и окружающей среды. Контроль над импульсами и уравновешенные эмоциональные реакции появляются у этих детей позже, чем у других детей.

В то время как они могут быть интеллектуально развитыми уже в возрасте шести лет, их поведение может казаться незрелым из-за вспышек эмоций, огорчений и отсутствия самоконтроля. Из-за повышенной восприимчивости чувствительного ребёнка к внешним раздражителям нейронные связи в префронтальных зонах головного мозга формируются дольше, чтобы появилась возможность справляться с дополнительной сенсорной информацией. А пока этого не произойдет, чувствительные дети рискуют получить диагнозы, связанные с проблемами с вниманием или поведением, хотя на самом деле они просто «расцветают» позже остальных.

Одна из типичных ошибок, которую мы совершаем с чувствительными детьми, — это переизбыток сенсорной информации, которую мы даем им, видя их природные способности. Для чувствительных детей «больше» не значит «лучше», и велика вероятность срабатывания защит, защищающих от сенсорной информации.

Эмоциональные переживания, в которых присутствуют такие чувства, как страх, неравнодушие, радость, раздражение, вина, стыд, одиночество и отвержение, могут порождать довольно сильные реакции. Для маленьких чувствительных детей разлука может стать трудным испытанием, которому будут сопутствовать бурные эмоциональные всплески.

Сильные желания и чувство неравнодушия становятся причиной огромных разочарований. Чувствительные дети часто воображают гораздо больше, чем могут осуществить на деле, и сильно расстраиваются из-за своего несовершенства.

Со временем, благодаря терпению и поддержке от окружающих взрослых, чувствительные дети смогут установить связь со своим богатым внутренним миром. Им нужно узнать, как называются их эмоции, а также получить простор для их выражения. Больше всего чувствительный ребёнок нуждается во взрослом человеке, который способен распознать его потребности и взять на себя ведущую роль в заботе о нем.

Наилучшая среда для взросления чувствительных детей [↑]

Все дети нуждаются в благоприятных условиях для развития, но для чувствительного ребёнка это особенно критично — от этого зависит, «расцветет» он или «зачахнет».

1. Ограждайте ребёнка от слишком сильных впечатлений. [↑]

Для него визуальные или слуховые стимулы могут оказаться чрезмерными, и, как следствие, ему нужно проводить меньше времени в таких условиях или не проводить совсем. Важно, чтобы взрослый видел, что может выдержать ребёнок, пусть даже в небольшом количестве, а не ограждал его от всего полностью. Выталкивание ребёнка за пределы его возможностей, как правило, приводит к тому, что он либо замыкается, либо взрывается истерикой. В то же время бывает и так, что родителю требуется провести чувствительного ребёнка через ситуацию, в которой тот ощущает дискомфорт.

Чувствительного ребенка нельзя физически наказывать — это слишком сильно ранит его.

2. Помогайте ребенку понять его внутренний мир [↑]

Чувствительные дети стремятся избегать того, что огорчает или тревожит. Они могут обходить стороной книги с печальными историями и бояться слушать истории с «плохим концом». Родителям нужно бережно продвигаться в этом направлении, когда есть такая необходимость: не подталкивать, а предлагать ребёнку выражать свои эмоции по поводу происходящего.

Чувствительные дети часто не хотят смотреть на свои чувства по причине того, что это слишком уязвимо. Возможно, будет лучше обратить их внимание на эмоции зайдя издалека — через детские книжки с картинками или истории, произошедшие с другими людьми. Признавая их сильные чувства, помогая им выражать и называть их, мы подведём их к лучшему пониманию своего внутреннего мира.

3. Знайте, как реагировать на проблемное поведение [↑]

Если вам нужно обсудить с чувствительным ребёнком его поведение, лучше делать это вне инцидента, в контексте теплых отношений, и касаться проблемы осторожно. Когда происходит что-то, из-за чего он расстраивается, ему может понадобиться некоторое время, чтобы остыть и чтобы снизилась интенсивность переживаний. Когда вы объясняете ребёнку, что вышло не так, обязательно сообщите ему, что ваши отношения по-прежнему в порядке.

В пылу бушующих страстей вы можете просто сказать ему: «Такое поведение неприемлемо, но мы поговорим об этом позже и найдём решение». Он может сказать: «Я не хочу об этом говорить», на что вы можете ответить, что сделаете так, чтобы разговор получился спокойным, коротким и безболезненным насколько это возможно, но некоторые ситуации требуют обсуждения и разбирательства.

4. Когда нужно, помогайте ребёнку подойти к слезам. [↑]

Для развития психологической устойчивости чувствительному ребёнку необходимо плакать о том, что он не может изменить и что идёт не так, как он хотел. У чувствительных детей часто случается так, что их большие надежды и планы не реализуются. Они могут хотеть, чтобы хорошие впечатления никогда не заканчивались, они могут хотеть быть идеальными и не допускать ошибок, они могут хотеть повлиять на решение другого, когда не согласны.

То, что дети не могут изменить, вызывает у них чувство беспомощности и иногда приводит к сильным истерикам, особенно в первые годы жизни. После таких взрывов интенсивность эмоций ослабевает, и тогда чувства могут найти выход через слёзы. В этих мягких, уязвимых слезах зарождается психологическая устойчивость — понимание того, что, даже когда жизнь не складывается так, как хотелось бы, это можно пережить.

Как справляться с повышенной возбудимостью? [↑]

Чувствительным людям обычно свойственна повышенная возбудимость. Существуют некоторые «секреты», которые помогают с ней справляться. Самое базовое — это следить за тем, чтобы ребенок достаточно спал, всячески повышать уверенность ребенка в себе, к новым ситуациям готовить ребенка заранее.

Самого ребенка тоже можно обучить некоторым «техникам», которые он сможет применять, когда чувствует, что находится «на пределе»: можно попить воды, прогуляться, глубоко подышать, умыться, можно представить себя внутри стеклянного шара, или закрыть глаза, или послушать внутри себя любимую музыку, или просто выйти из комнаты, где он чувствует себя слишком напряженно.

Подробнее о чувствительных детях можно почитать в книге Элайн Арон (PhD, Elaine N. Aron) «Очень чувствительный ребенок» (The Highly Sensitive Child).

Гиперчувствительность [↑]

Не надо путать повышенную чувствительность с гиперчувствительностью. Хотя высокочувствительные люди легко перегружаются стимулами, они могут самостоятельно восстановиться при помещении в свою комфортную среду. Под гиперчувствительностью в психологии развития понимают состояние несовершенной работы системы сенсорного регулирования — регулирования сигналов и фильтрации входящих стимулов от органов чувств. Она изначально не работает как надо, поэтому получается «всего много» и, при одинаковых вводных данных, одни люди функционируют эффективно, а другие всегда обрабатывают слишком много, что мешает им и отличает их от людей с работающей системой сенсорного регулирования.

Например, ребенок не может обращать внимание на маму и ее сигналы, поэтому попадает в опасные ситуации, он неосторожен, не озабочен контактом, убегает. От таких детей нет обратной связи в отношениях, они не прислушиваются, не заглядывают в глаза, не беспокоятся за близость, кажется, что им всё равно. Но на самом деле, у них просто нет возможности уделить внимание важным вещам. А это значит, что социальные функции будут, скорее всего, затруднены, и это окажет заметное влияние на их жизнь.

Аналогично, система сенсорного восприятия не дает им замечать вовремя собственные нужды организма. Дети не замечают, что они голодны или что пора в туалет, не заметят того, что они перегрелись, и не смогут раздеться. Потребности организма есть, но сигналы об этом не имеют приоритета при фильтрации.

Гиперчувствительный ребенок не может отличить важное от того, что можно игнорировать, он задерживается на всём, что попалось ему на пути.

В попытке систематизировать окружающую действительность, такие дети могут искать шаблоны, повторяющиеся мотивы, раскладывать вещи по порядку, создавать ритуалы, совершать однотипные движения. Такие дети любят бегать кругами, раскачиваться из стороны в сторону и крутиться.

Гиперчувствительные дети могут зацикливаться на обидах и конфликтах, часто вспоминают тревожные события, подвержены необъяснимым страхам, они постоянно настороже, могут быть в смятении без причины, ищут угрозу.

«Воспитывай ребенка его путем…» [↑]

Подходя к воспитанию чувствительных детей, вспомним слова царя Шломо: ханох лэ-наар аль-пи дарко — «Воспитывай ребенка его путем (в соответствии с его природой), тогда, даже состарившись, не свернет он с него» (Мишлей 22:6). Если нам удастся понять чувствительных детей, мы сможем помочь им расцвести и раскрыть удивительный потенциал, заложенный у них внутри.

Рав Келонимус Калмиш Шапиро в «Обязанностях учеников» объясняет: «Поскольку в каждом еврее с самого детства скрыт дух Вс-вышнего и Б-жественная душа, наша задача — вырастить и воспитать, подготовить ребенка к раскрытию, реализации, развитию этой души, сделать его настоящим евреем, слугой Вс-вышнего. Именно об этом говорил царь Шломо: “Воспитывай, ханох…”, — проникни ему в душу и выведи на свет скрытую там еврейскую святость, — и лишь тогда, “когда состарится, не отойдет от него”. Путь воспитания зависит от природы воспитанника, от его разума, душевных качеств и т.д., и воспитатель обязан знать их».

Выводить материалы