Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Как нам научить ребенка контролировать эмоции?

Темы: Воспитание детей, Плач, Ита Минкина, Чувства и разум, Чувствительный ребенок, Истерики

Шалом, мы с женой очень благодарны вам за статьи, которые мы можем читать на вашем сайте, а также за ответы на вопросы на темы семьи и воспитания детей. Вот и у нас сейчас стоит вопрос, ответ на который мы ищем.

Мы семья, у нас две дочери. Старшей дочери семь лет, она ходит в первый класс, с ней все нормально: учится хорошо, реагирует на замечания адекватно, эмоционально стабильный ребенок. Младшей пять лет, ходит в детский сад. Очень эмоционально-чувствительный, привязанный к семье ребенок. Не контролирует свои эмоции, слезы льются просто ручьями по любому поводу, критика вообще невозможна. Она не просто плачет или кричит, она очень расстраивается, переживает, не может остановиться и выйти из состояния возбужденности, в этом состоянии говорит, что ее не любят.

Например, вчера жена разговаривала со старшей дочерью, просто объясняла ей, как себя нужно вести, проводилась воспитательная работа. Они обе провинились, и жена объясняла, как нужно вести себя в общественном месте… При этом вся критика была направлена на старшую — в таком плане, что она старшая сестра и должна быть примером для младшей. Старшая спокойно слушала и понимала, о чем речь. (Дети с женой были у доктора на приеме; жена не могла забрать их из комнаты ожидания, двадцать минут уговаривая оставить игрушки и идти домой. И это все на глазах других пациентов). Меньшая, перебив маму, начала что-то сообщать. Мама сказала ей, что в этот момент она разговаривает со старшей сестрой, после чего меньшая разрыдалась и побежала плакать в свою комнату, рыдала взахлеб, не могла остановиться, на уговоры и объяснения не могла уже отреагировать и только отрицала, что она вообще что-то говорила. Взяв ее на руки, ее просто с любовью держали на руках, и она уснула. Только так смогла остановиться. Это просто свежий пример.

Мы понимаем, что частый язык детей — это плач, они этим добиваются того, чего хотят, мы слушали «Основные принципы воспитания детей» Рава Кушнира, но ответ не нашли. Мы любим обеих одинаково, к меньшей стараемся быть внимательнее в связи с тем, что она не может контролировать свои эмоции. Пытаемся с любовью объяснять ей, что не стоит плакать и волноваться. Она уже сама однажды задавала вопрос: как удержать слезы? Мы даже говорим ей, что чувствительность и эмоциональность — это хорошо, что это положительно, что это ее особенность. Мы не хотим переусердствовать и вызвать страх или комплексы у ребенка.

Как нам научить ребенка контролировать эмоции, как поддержать ее, воспитать стабильным, а не лабильным человеком? Спасибо Вам большое заранее за ответ! Т. и И.

Отложить Отложено
Отвечает Ита Минкина

Уважаемые Т. и И.!

Ваша младшая девочка — очень чувствительный ребенок, и, как все очень чувствительные дети, она необыкновенно совестлива и пытается быть хорошей. И малейший намек на то, что у нее это не получается, выводит ее из равновесия.

Что же делать?

Привить ей любовь к себе. Я уверена, что вы это делаете. Показать, что у повышенной чувствительности есть свои сильные стороны: возможность уловить нюансы, тонкости; склонность к творчеству. Научите ее получать удовольствие от творчества, она наверняка очень способна в одной или нескольких областях, тонко чувствует музыку, цвета и т.д.

Попытаюсь дать несколько рекомендаций, которые помогут научить ее справляться с повышенной возбудимостью. Такая возбудимость бывает у особенно чувствительных детей, она и приводит к плачу — потому что они просто не выдерживают наплыва эмоций.

  • Следите за тем, чтобы ребенок достаточно спал. Легковозбудимые дети часто не могут уснуть из-за беспокойства или, опять же, из-за возбуждения, и потом недостаток сна сказывается… Отход ко сну — время покоя и уверенности.
  • Выясните, какие слова повышают ее уверенность в себе. Договоритесь с ней об определенной фразе, которая ей поможет. Например: «Мама любит Леру, папа любит Леру, Лера — хорошая девочка», или любая другая, которая ей приятна и понятна. Повторяйте ее с ней между делом и научите ее говорить это самой себе, особенно в ситуациях, которые ей неприятны или вызывают чувства беспокойства. («Когда чувствуешь, что заплачешь…»).
  • Научите ее в неприятной или слишком напряженной ситуации находить знакомые элементы и то, с чем она уже справлялась в прошлом. «Сейчас мама говорит о том, как надо себя вести. Мама об этом иногда говорит. В этом нет ничего страшного, мама любит Леру и т.д.». Или: «Мы сейчас приехали на вокзал. Тут много поездов. Я уже раньше видела поезд. Но когда их много — это делает много шума. Это не страшно. Я с папой». Пока она маленькая — вы ей это говорите, когда чувствуете, что ситуация может привести в всплеску эмоций. В принципе, любому ребенку это необходимо, но чувствительному — особенно.
  • Готовьте ее к новым ситуациям: предисловие — простыми, вселяющими уверенность словами — о том, что будет, и в самой ситуации — комментарий по ходу дела. «Это для тебя не новое. Ты такое уже видела — там-то и там-то. И, хотя это немного страшновато на первый взгляд, опасаться нечего, ты с таким уже знакома…». И т.д.
  • Научите ее «выходить» из ситуации. Или просто выйти из помещения, или сказать: «Извините, мне надо ненадолго выйти» — и выйти! Научите также:
  • Пройтись немного, прогуляться.
  • Выпить воды, сполоснуть лицо холодной водой.
  • Дышать определенным образом: глубокий вдох (животом), считая до 5, потом остановка 1-2, выдох, считая до 5. И так 5-10 раз.
  • Научите ее смотреть на себя как будто со стороны и говорить о себе в третьем лице. Например: «Вот Лера, она в детском саду. А вот воспитательница. У нее сердитое лицо. Лере кажется, что она сердится на нее. Лере это очень не нравится. Она не любит, когда сердятся…». (Это дает девочке психологическую перспективу). И потом — выученная фраза, например: «Мама любит Леру, папа любит Леру, Лера — хорошая девочка».
  • Закрыть глаза — в ситуации, которая вызывает слишком большое возбуждение.
  • Подобрать любимую музыку или песню, которая ее успокаивает. И, если она чувствует, что сейчас расплачется, — пусть поет про себя. А вы дома можете ей ставить этот диск.
  • Для развития коммуникативных навыков в возбуждающей ситуации существует следующее упражнение: выберите книгу, рассказ, историю — любое детское произведение, которое волнует девочку, где она переживает за главного героя, и разыгрывайте его или читайте его вслух по ролям. Если она не умеет читать, может выучить свой текст наизусть.
  • Научите ее в слишком напряженной ситуации (когда ей что-то неприятно) представлять себя словно внутри стеклянного шара, который посторонним не виден, но ее защищает. И неприятные слова или люди ударяются о поверхность шара, но не могут коснуться ее самой. Она может это представить и даже нарисовать

Надеюсь, что вы сможете выбрать наиболее эффективные для девочки рекомендации. И очень советую вам прочитать книгу Элайн Арон (PhD, Elaine N. Aron) «Очень чувствительный ребенок» (The Highly Sensitiv Child).

С уважением, Ита Минкина


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Муж хочет еще ребенка, но у меня в нашей ситуации исчезло всякое желание иметь детей...

Сегодня, отвечает Ита Минкина

Какие формы эгоизма допустимы для религиозного еврея?

26 февраля, отвечает Ципора Харитан

После рождения младшего сына старший начал драться дома, потом в саду, а недавно стал заикаться...

25 февраля, отвечает Ита Минкина