Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Хлеб, который испечен из пяти видов злаков, но представляет собой хлеб с начинкой — если его собираются съесть меньше, чем необходимо для установления трапезы, то для этого хлеба не требуется нетилат ядаим и на его не произносится благословение на хлеб: «…дающий хлебу вырасти из земли», а произносят на него благословение: «…сотворивший разные виды пищи», а после него — благословение: «…за пищу и средства к существованию…». Но, если человек съедает этого хлеба столько, сколько необходимо для установления трапезы, то он считается по закону настоящим хлебом, и требуется сделать нетилат ядаим, произнести благословение: «…дающий хлебу вырасти из земли», а после еды — Биркат а-Мазон.

2. Что такое «хлеб с начинкой»? Некоторые говорят, что это хлеб, испеченный в виде кармана, наполненного фруктами, мясом или сыром и т.д.1, или в виде вафель; некоторые же говорят, что это хлеб, тесто для которого замешано2 на масле, жире, меду, молоке, яйцах или фруктовом соке1, даже если к ним примешана вода, но ее меньше, чем этих жидкостей. Мы же смягчаем требования закона в соответствии с обоими этими мнениями, и считаем и то, и другое «хлебом с начинкой»3.

3. Сколько необходимо съесть хлеба для полноценной трапезы, оценивается не по данному конкретному человеку, а по большинству людей — сколько обычно съедают в о время дневной или вечерней трапезы для сытости4: если человек съел это количество хлеба с начинкой, то, даже если он еще не сыт, по закону считается, что он ел хлеб. Если же он ел этот хлеб с граниром4*, то оценивают также по большинству людей: если бы они съели такое количество хлеба с таким количеством гарнира, были бы они сыты? Если же он съел небольшое количество хлеба с начинкой без гарнира и насытился, а остальные люди, съев столько хлеба без гарнира, не были бы сыты, но, съев столько хлеба с гарниром, были бы сыты — в этом случае съеденный им хлеб с начинкой также считается хлебом5.

4. Если сначала человек намеревался поесть только немного такого хлеба, произнес на него благословение: «…сотворивший разные виды пищи», а после этого передумал и решил съесть столько, сколько необходимо для установления трапезы, то, если того дополнительного хлеба, который он собрался съесть, меньше, чем необходимо для установления трапезы, а количество, необходимое для установления трапезы, получится, только если добавить его к тому хлебу, который он уже съел (как намеревался изначально), то он может продолжать есть6, а после еды должен произнести Биркат а-Мазон. Но если того дополнительного хлеба, который он намеревается съесть, столько, сколько необходимо для установления трапезы, то он должен сделать нетилат ядаим и произнести на тот дополнительный хлеб, который он собирается съесть, благословение на хлеб: «…дающий хлебу вырасти из земли»; однако завершающего благословения: «…за пищу и за средства к существованию…» на тот хлеб, который он уже съел, произносить не следует, поскольку уже съеденный им хлеб объединится с тем, который он будет есть сейчас, и ко всему съеденному хлебу будет относиться Биркат а-Мазон.

5. Если тесто замешано на воде и представляет собой жидкое тесто, то, если оно печется в печи или даже на противне, но без смазывания его жидкостью, или даже если противень смазан жиром, чтобы тесто не подгорело — в этом случае эта смазка не считается жидкостью, и изделие из этого теста считается по закону полноценным хлебом, и, даже если человек съедает только ке-заит такого изделия, он должен сделать нетилат ядаим, произнести благословение на хлеб: «…дающий хлебу вырасти из земли», а после еды произнести Биркат а-Мазон. Если же это тесто поджарено в какой-то жидкости, то данное изделие не считается хлебом, даже если человек съедает его столько, сколько необходимо для установления трапезы.

И также такие лепешки, которые делаются очень тонкими и пекутся в форме между двумя железками, не называются хлебом, и даже если человек съедает их столько, сколько необходимо для установления трапезы, он должен произнести перед едой благословение: «…создающий разные виды пищи», а после еды: «…за пищу и за средства к существованию…».

Иногда же делают очень жидкое тесто, то есть насыпают в миску муки, заливают водой и размешивают ложкой, а после этого выливают такое тесто на листья овощей и запекают их в печи на листьях — тогда получившееся изделие считается по закону хлебом с начинкой.

6. Изделия из теста, которое было сварено7, а после этого испечено, как делают бублики и т.д., считаются полноценным хлебом, но только в том случае, если они хорошо пропечены.

7. Настоящий хлеб, который сварили или пожарили8, в масле или чем-то похожем, даже если он больше не выглядит, как хлеб, например, в случае, если его залили яйцом — все равно, если один кусок имеет размер ке-заит, он полностью считается хлебом9; если же кусочки хлеба имеют размер, меньший, чем ке-заит, даже если из-за варки они раздулись и теперь слипшиеся куски имеют размер, больший, чем ке-заит, или же если из-за варки они слиплись и образовали большой комок, и даже если эти куски выглядят, как хлеб, тем не менее они не считаются хлебом, и перед тем, как их есть, произносят благословение: «…создавший разные виды пищи», а после них — «…за пищу и за средства к существованию…», даже если их съедено столько, сколько необходимо для сытости.

Если же их не варили, а только вылили на них кипящий соус, мудрецы сомневаются, какое благословение следует произносить, поскольку сомневаются, считается ли обливание кипящим соусом в данном случае варкой или нет. И такое блюдо следует есть только во время трапезы.

Если хлеб не сварен, а только замочен в каком-либо напитке, супе и т.д., и кусочки хлеба имеют размер, меньший, чем ке-заит — все зависит от того, выглядят ли эти куски, как хлеб, или нет: если они не похожи на хлеб, они по закону и не считаются хлебом, и даже если человек съел их столько, сколько необходимо для сытости, он произносит перед ними благословение: «…создавший разные виды пищи», а после еды — «…за пищу и за средства к существованию…». Если внешний вид напитка изменился из-за того, что в нем был замочен хлеб, можно быть уверенным, что замоченные куски хлеба не имеют внешнего вида хлеба; и также, если хлеб был замочен в красном вине, мы считаем, что замоченные куски не имеют внешнего вида хлеба10.

8. Если тесло замешано даже на чистой воде, а после этого сварено, перед съеданием его благословляют: «…сотворивший разные виды пищи», а после еды — «…за пищу и за средства к существованию…», даже если его съедено столько, сколько необходимо для сытости11. И также на вареные изделия из крупы12 из пяти видов злаков произносят перед едой: «…сотворивший разные виды пищи», а после еды — «…за пищу и за средства к существованию…», даже если их съели столько, сколько необходимо для сытости. А если эти крупяные изделия едят с супом, а также если изделия из теста едят с супом или с молоком, в котором они сварены, нет необходимости произносить отдельное благословение на суп или на молоко, поскольку они считаются дополнительными и как бы не существующими по отношению к тесту; но если человек сварил только немного лепешечек или крупы, а основное его намерение — поесть супа или молока, в этом случае они не считаются дополнительными, и необходимо произнести на них благословение: «…по слову Которого существует все»; и хотя вместе с молоком и супом он ест также изделия из теста или круп, молоко и суп не считаются несуществующими, поскольку они в данном случае — основная его еда. Но, тем не менее, желающий сделать максимально правильно, по-видимому, должен сначала произнести благословение: «…по слову Которого существует все» на суп или молоко отдельно13, выпить немного, а после этого благословить на изделия из теста или круп: «…сотворивший разные виды пищи», поскольку они тоже не являются второстепенными, хотя и не их имел в виду устраивающий трапезу, поскольку изделия из злаков сами по себе важны и никогда не являются второстепенными настолько, чтобы на них не нужно было благословлять, если они хоть как-то изменяют вкус кушанья. (Каков будет закон, если в суп положили изделия из злаков, но не варили их вместе с супом, будет разъяснено ниже, глава 54, параграф 6).

9. На кушанья, которые делаются из размолотой мацы или раскрошенного хлеба, которые смешивают с жиром, яйцами или молоком, тщательно перемешивают, а потом варят или жарят, благословляют «…сотворивший разные виды пищи», а после еды — «…за пищу и за средства к существованию…».

10. На изделия из пяти видов злаков, сваренные вместе с другими пищевыми продуктами, как, например, принято варить кусочки теста вместе с фасолью или чечевицей, даже если этого другого продукта больше, чем теста, тем не менее, поскольку в данном случае каждый вид отделен от другого, нужно произнести два благословения14, то есть, следует произнести сначала на несколько кусочков теста: «…сотворивший разные виды пищи» и съесть их, а затем произнести на несколько фасолинок: «…сотворивший плод земли» и съесть их, а после этого можно есть их вместе; подливка же является дополнительной, и произносить на нее отдельное благословение не следует. (И, кроме того, к ней относилось благословение: «…сотворивший плод земли», как будет объяснено ниже, глава 54, параграф 2). Но, если тесто и бобы размяты вместе, как, например, делают, когда разминают вместе муку, яйца и сыр и после этого жарят или варят их — в этом случае, хотя муки и меньше, чем остальных компонентов, тем не менее, поскольку она сделана из пяти видов злаков, она считается важной, и на все блюдо произносят благословение: «…сотворивший разные виды пищи», а после еды15 — «…за пищу и за средства к существованию…».

Но закон будет таким только в случае, если мука добавляется в кушанье для того, чтобы придать ему вкус; если же муки используется совсем немного, только для того, чтобы скрепить это кушанье, как обычно делают, готовя разные гарниры с добавлением небольшого количества муки для того, чтобы они слиплись — в этом случае мука считается как бы несуществующей, а благословение произносят только на основной компонент блюда16.

И также, если приготовили соус на небольшом количестве обжаренной в масле муки, на этот соус благословляют: «…по слову Которого существует все». Однако, если во время еды человек выбирает обжаренные в масле кусочки муки и ест их отдельно, он должен произнести на них благословение: «…сотворивший разные виды пищи». А если он съест из в количестве ке-заит, должен произнести после еды благословение: «…за пищу и за средства к существованию…».



1 Вкус которых очень заметен в сравнении со вкусом теста. (В случае, если начинкой является мясо или сыр, необходимо, чтобы было заметно, что это кушанье приготовлено именно для удовольствия).

2 Или если тесто обжарено в них (а потом испечено).

3 Есть и еще один вид: сухие баранки (тесто для которых замешивают только на воде, а после выпекания крошат), которые грызут. (Если тесто замешано на яйцах и воде, смотри МБ, конец раздела 168).

4 Для старика используется норма для стариков, а для юноши — норма для юношей.

4* Под гарниром имеется в виду еда, которую едят во время трапезы, вроде мяса и т.д.

5 А некоторые говорят, что это количество всегда одно и то же и составляет четырехкратный объем яйца. И хорошо бы обращать внимание и на эту точку зрения и не попадать в сомнительные ситуации.

6 И должен произнести благословение: «…сотворивший разные виды пищи» (если изначально он думал, что не будет есть больше. И, видимо, так же он должен поступить, если не имел никакого конкретного намерения).

7 МБ приводит этот закон в разделе про обваривание (или про жарку. Относительно того, о каком количестве масла идет речь, см. выше, примечания 1 и 2). Однако «При Мегадим» пишет: «(…) А также в случае, если тесто сварено».

8 По мнению МБ, в случае, если его пожарили, правильно было бы считать его хлебом, если он внешне выглядит, как хлеб, и относиться к нему, как к «хлебу, облитому кипящим соусом», о котором идет речь в настоящем параграфе ниже.

9 А если его раскрошили после того, как сварили — мудрецы сомневаются, каков будет его закон.

10 Относительно хлеба, замоченного в красном вине, БГ сомневается.

11 Этот закон относится только к жидкому тесту, но относительно твердого теста есть различные законы. См. «Шульхан Арух», глава 168, параграф 13.

12 То есть из зерен злаков, не являющихся целыми.

13 А некоторые пишут, что лучше произнести благословение: «…по слову Которого существует все» на что-нибудь другое, имея в виду также суп или молоко.

14 По мнению МБ, следует произнести только благословение: «…сотворивший разные виды пищи» (а тот, кто хочет учесть также мнение «Кицур Шульхан Арух», пусть разомнет свою еду в тарелке, и тогда заведомо нужно будет произнести только «…сотворивший разные виды пищи»).

15 Если человек съел именно муки в количестве ке-заит за «время, необходимое для съедания порции хлеба».

16 «Шульхан Арух»: А если иногда в такие блюда добавляют муку и для вкуса, следует всегда есть такие блюда только во время трапезы, поскольку трудно определить, добавлена ли мука для склеивания или для вкуса.


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше