Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все дни свои я рос среди мудрецов и не нашёл ничего, полезнее молчания, и основное — не рассуждения, а поступки, и многословному не избежать греха»Трактат «Авот» 1, 17
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Хлеб, который испечен из пяти видов злаков, но представляет собой хлеб с начинкой — если его собираются съесть меньше, чем необходимо для установления трапезы, то для этого хлеба не требуется нетилат ядаим и на его не произносится благословение на хлеб: «…дающий хлебу вырасти из земли», а произносят на него благословение: «…сотворивший разные виды пищи», а после него — благословение: «…за пищу и средства к существованию…». Но, если человек съедает этого хлеба столько, сколько необходимо для установления трапезы, то он считается по закону настоящим хлебом, и требуется сделать нетилат ядаим, произнести благословение: «…дающий хлебу вырасти из земли», а после еды — Биркат а-Мазон.

2. Что такое «хлеб с начинкой»? Некоторые говорят, что это хлеб, испеченный в виде кармана, наполненного фруктами, мясом или сыром и т.д.1, или в виде вафель; некоторые же говорят, что это хлеб, тесто для которого замешано2 на масле, жире, меду, молоке, яйцах или фруктовом соке1, даже если к ним примешана вода, но ее меньше, чем этих жидкостей. Мы же смягчаем требования закона в соответствии с обоими этими мнениями, и считаем и то, и другое «хлебом с начинкой»3.

3. Сколько необходимо съесть хлеба для полноценной трапезы, оценивается не по данному конкретному человеку, а по большинству людей — сколько обычно съедают в о время дневной или вечерней трапезы для сытости4: если человек съел это количество хлеба с начинкой, то, даже если он еще не сыт, по закону считается, что он ел хлеб. Если же он ел этот хлеб с граниром4*, то оценивают также по большинству людей: если бы они съели такое количество хлеба с таким количеством гарнира, были бы они сыты? Если же он съел небольшое количество хлеба с начинкой без гарнира и насытился, а остальные люди, съев столько хлеба без гарнира, не были бы сыты, но, съев столько хлеба с гарниром, были бы сыты — в этом случае съеденный им хлеб с начинкой также считается хлебом5.

4. Если сначала человек намеревался поесть только немного такого хлеба, произнес на него благословение: «…сотворивший разные виды пищи», а после этого передумал и решил съесть столько, сколько необходимо для установления трапезы, то, если того дополнительного хлеба, который он собрался съесть, меньше, чем необходимо для установления трапезы, а количество, необходимое для установления трапезы, получится, только если добавить его к тому хлебу, который он уже съел (как намеревался изначально), то он может продолжать есть6, а после еды должен произнести Биркат а-Мазон. Но если того дополнительного хлеба, который он намеревается съесть, столько, сколько необходимо для установления трапезы, то он должен сделать нетилат ядаим и произнести на тот дополнительный хлеб, который он собирается съесть, благословение на хлеб: «…дающий хлебу вырасти из земли»; однако завершающего благословения: «…за пищу и за средства к существованию…» на тот хлеб, который он уже съел, произносить не следует, поскольку уже съеденный им хлеб объединится с тем, который он будет есть сейчас, и ко всему съеденному хлебу будет относиться Биркат а-Мазон.

5. Если тесто замешано на воде и представляет собой жидкое тесто, то, если оно печется в печи или даже на противне, но без смазывания его жидкостью, или даже если противень смазан жиром, чтобы тесто не подгорело — в этом случае эта смазка не считается жидкостью, и изделие из этого теста считается по закону полноценным хлебом, и, даже если человек съедает только ке-заит такого изделия, он должен сделать нетилат ядаим, произнести благословение на хлеб: «…дающий хлебу вырасти из земли», а после еды произнести Биркат а-Мазон. Если же это тесто поджарено в какой-то жидкости, то данное изделие не считается хлебом, даже если человек съедает его столько, сколько необходимо для установления трапезы.

И также такие лепешки, которые делаются очень тонкими и пекутся в форме между двумя железками, не называются хлебом, и даже если человек съедает их столько, сколько необходимо для установления трапезы, он должен произнести перед едой благословение: «…создающий разные виды пищи», а после еды: «…за пищу и за средства к существованию…».

Иногда же делают очень жидкое тесто, то есть насыпают в миску муки, заливают водой и размешивают ложкой, а после этого выливают такое тесто на листья овощей и запекают их в печи на листьях — тогда получившееся изделие считается по закону хлебом с начинкой.

6. Изделия из теста, которое было сварено7, а после этого испечено, как делают бублики и т.д., считаются полноценным хлебом, но только в том случае, если они хорошо пропечены.

7. Настоящий хлеб, который сварили или пожарили8, в масле или чем-то похожем, даже если он больше не выглядит, как хлеб, например, в случае, если его залили яйцом — все равно, если один кусок имеет размер ке-заит, он полностью считается хлебом9; если же кусочки хлеба имеют размер, меньший, чем ке-заит, даже если из-за варки они раздулись и теперь слипшиеся куски имеют размер, больший, чем ке-заит, или же если из-за варки они слиплись и образовали большой комок, и даже если эти куски выглядят, как хлеб, тем не менее они не считаются хлебом, и перед тем, как их есть, произносят благословение: «…создавший разные виды пищи», а после них — «…за пищу и за средства к существованию…», даже если их съедено столько, сколько необходимо для сытости.

Если же их не варили, а только вылили на них кипящий соус, мудрецы сомневаются, какое благословение следует произносить, поскольку сомневаются, считается ли обливание кипящим соусом в данном случае варкой или нет. И такое блюдо следует есть только во время трапезы.

Если хлеб не сварен, а только замочен в каком-либо напитке, супе и т.д., и кусочки хлеба имеют размер, меньший, чем ке-заит — все зависит от того, выглядят ли эти куски, как хлеб, или нет: если они не похожи на хлеб, они по закону и не считаются хлебом, и даже если человек съел их столько, сколько необходимо для сытости, он произносит перед ними благословение: «…создавший разные виды пищи», а после еды — «…за пищу и за средства к существованию…». Если внешний вид напитка изменился из-за того, что в нем был замочен хлеб, можно быть уверенным, что замоченные куски хлеба не имеют внешнего вида хлеба; и также, если хлеб был замочен в красном вине, мы считаем, что замоченные куски не имеют внешнего вида хлеба10.

8. Если тесло замешано даже на чистой воде, а после этого сварено, перед съеданием его благословляют: «…сотворивший разные виды пищи», а после еды — «…за пищу и за средства к существованию…», даже если его съедено столько, сколько необходимо для сытости11. И также на вареные изделия из крупы12 из пяти видов злаков произносят перед едой: «…сотворивший разные виды пищи», а после еды — «…за пищу и за средства к существованию…», даже если их съели столько, сколько необходимо для сытости. А если эти крупяные изделия едят с супом, а также если изделия из теста едят с супом или с молоком, в котором они сварены, нет необходимости произносить отдельное благословение на суп или на молоко, поскольку они считаются дополнительными и как бы не существующими по отношению к тесту; но если человек сварил только немного лепешечек или крупы, а основное его намерение — поесть супа или молока, в этом случае они не считаются дополнительными, и необходимо произнести на них благословение: «…по слову Которого существует все»; и хотя вместе с молоком и супом он ест также изделия из теста или круп, молоко и суп не считаются несуществующими, поскольку они в данном случае — основная его еда. Но, тем не менее, желающий сделать максимально правильно, по-видимому, должен сначала произнести благословение: «…по слову Которого существует все» на суп или молоко отдельно13, выпить немного, а после этого благословить на изделия из теста или круп: «…сотворивший разные виды пищи», поскольку они тоже не являются второстепенными, хотя и не их имел в виду устраивающий трапезу, поскольку изделия из злаков сами по себе важны и никогда не являются второстепенными настолько, чтобы на них не нужно было благословлять, если они хоть как-то изменяют вкус кушанья. (Каков будет закон, если в суп положили изделия из злаков, но не варили их вместе с супом, будет разъяснено ниже, глава 54, параграф 6).

9. На кушанья, которые делаются из размолотой мацы или раскрошенного хлеба, которые смешивают с жиром, яйцами или молоком, тщательно перемешивают, а потом варят или жарят, благословляют «…сотворивший разные виды пищи», а после еды — «…за пищу и за средства к существованию…».

10. На изделия из пяти видов злаков, сваренные вместе с другими пищевыми продуктами, как, например, принято варить кусочки теста вместе с фасолью или чечевицей, даже если этого другого продукта больше, чем теста, тем не менее, поскольку в данном случае каждый вид отделен от другого, нужно произнести два благословения14, то есть, следует произнести сначала на несколько кусочков теста: «…сотворивший разные виды пищи» и съесть их, а затем произнести на несколько фасолинок: «…сотворивший плод земли» и съесть их, а после этого можно есть их вместе; подливка же является дополнительной, и произносить на нее отдельное благословение не следует. (И, кроме того, к ней относилось благословение: «…сотворивший плод земли», как будет объяснено ниже, глава 54, параграф 2). Но, если тесто и бобы размяты вместе, как, например, делают, когда разминают вместе муку, яйца и сыр и после этого жарят или варят их — в этом случае, хотя муки и меньше, чем остальных компонентов, тем не менее, поскольку она сделана из пяти видов злаков, она считается важной, и на все блюдо произносят благословение: «…сотворивший разные виды пищи», а после еды15 — «…за пищу и за средства к существованию…».

Но закон будет таким только в случае, если мука добавляется в кушанье для того, чтобы придать ему вкус; если же муки используется совсем немного, только для того, чтобы скрепить это кушанье, как обычно делают, готовя разные гарниры с добавлением небольшого количества муки для того, чтобы они слиплись — в этом случае мука считается как бы несуществующей, а благословение произносят только на основной компонент блюда16.

И также, если приготовили соус на небольшом количестве обжаренной в масле муки, на этот соус благословляют: «…по слову Которого существует все». Однако, если во время еды человек выбирает обжаренные в масле кусочки муки и ест их отдельно, он должен произнести на них благословение: «…сотворивший разные виды пищи». А если он съест из в количестве ке-заит, должен произнести после еды благословение: «…за пищу и за средства к существованию…».



1 Вкус которых очень заметен в сравнении со вкусом теста. (В случае, если начинкой является мясо или сыр, необходимо, чтобы было заметно, что это кушанье приготовлено именно для удовольствия).

2 Или если тесто обжарено в них (а потом испечено).

3 Есть и еще один вид: сухие баранки (тесто для которых замешивают только на воде, а после выпекания крошат), которые грызут. (Если тесто замешано на яйцах и воде, смотри МБ, конец раздела 168).

4 Для старика используется норма для стариков, а для юноши — норма для юношей.

4* Под гарниром имеется в виду еда, которую едят во время трапезы, вроде мяса и т.д.

5 А некоторые говорят, что это количество всегда одно и то же и составляет четырехкратный объем яйца. И хорошо бы обращать внимание и на эту точку зрения и не попадать в сомнительные ситуации.

6 И должен произнести благословение: «…сотворивший разные виды пищи» (если изначально он думал, что не будет есть больше. И, видимо, так же он должен поступить, если не имел никакого конкретного намерения).

7 МБ приводит этот закон в разделе про обваривание (или про жарку. Относительно того, о каком количестве масла идет речь, см. выше, примечания 1 и 2). Однако «При Мегадим» пишет: «(…) А также в случае, если тесто сварено».

8 По мнению МБ, в случае, если его пожарили, правильно было бы считать его хлебом, если он внешне выглядит, как хлеб, и относиться к нему, как к «хлебу, облитому кипящим соусом», о котором идет речь в настоящем параграфе ниже.

9 А если его раскрошили после того, как сварили — мудрецы сомневаются, каков будет его закон.

10 Относительно хлеба, замоченного в красном вине, БГ сомневается.

11 Этот закон относится только к жидкому тесту, но относительно твердого теста есть различные законы. См. «Шульхан Арух», глава 168, параграф 13.

12 То есть из зерен злаков, не являющихся целыми.

13 А некоторые пишут, что лучше произнести благословение: «…по слову Которого существует все» на что-нибудь другое, имея в виду также суп или молоко.

14 По мнению МБ, следует произнести только благословение: «…сотворивший разные виды пищи» (а тот, кто хочет учесть также мнение «Кицур Шульхан Арух», пусть разомнет свою еду в тарелке, и тогда заведомо нужно будет произнести только «…сотворивший разные виды пищи»).

15 Если человек съел именно муки в количестве ке-заит за «время, необходимое для съедания порции хлеба».

16 «Шульхан Арух»: А если иногда в такие блюда добавляют муку и для вкуса, следует всегда есть такие блюда только во время трапезы, поскольку трудно определить, добавлена ли мука для склеивания или для вкуса.


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе