Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Вообрази себя канатоходцем над пропастью. Как сохранить равновесие? Едва твоё тело потянет в одну сторону, тянись в другую»Раби Исроэль из Рижина
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. На настоящий хлеб, испеченный из пяти видов злаков, благословляют перед едой: «…дающий хлебу вырасти из земли», а после еды — «Благословение после еды» (Биркат а-Мазон) (закон «хлеба с начинкой» будет разъяснен в главе 48).

2. Нужно следить, чтобы не было никакого перерыва между нетилат ядаим и благословением на хлеб, однако в это время можно отвечать «амен» на любое благословение, которое человек услышит. И если между нетилат ядаим и благословением на хлеб прошло столько времени, сколько нужно для прохождения 22 ама, или если сделавший нетилат ядаим перешел из дома в дом, даже1 если это было близко, и также если он сказал что-то, не нужное для трапезы — все это называется перерывом. А если перерыв произошел случайно, то в этом нет ничего страшного, если только он не совершил никакого действия или не заговорил о постороннем, поскольку в этом случае считается, что он отвлекся и должен теперь сделать нетилат ядаим второй раз2 (и см. главу 42, параграф 22).

3. Нужно резать хлеб в самом лучшем его месте из-за уважения к благословению. И самое лучшее место в хлебе — самое твердое, потому что там он хорошо пропекся, и это место напротив трещины, поскольку из того места, где хлеб начал пропекаться раньше всего, тесто выдавливается, пока напротив этого места не образуется трещина3. Но старик, которому тяжело есть твердый хлеб, должен разрезать его в мягком месте. И поскольку не следует делать перерыва для разрезания хлеба между благословением на хлеб и едой, делают круговой надрез вокруг всего хлеба, — не полностью, а так, чтобы за отрезанный кусок можно было поднять весь хлеб — поскольку в противном случае это будет уже не целый хлеб, а разрезанный, а требуется благословить на хлеб, пока он еще целый, — оставляют отрезанный кусок прикрепленным к остальному хлебу и произносят благословение на хлеб; после же того, как благословение завершено, отделяют отрезанный кусок, чтобы при завершении благословения хлеб был еще целым. И также, если человек благословляет не на целый хлеб, пусть не отрезает от него кусок до завершения благословения, чтобы при произнесении благословения он был как можно больше. А в Шаббат вообще не следует надрезать хлеб до завершения благословения, чтобы оба хлеба были по-настоящему целыми (см. ниже, глава 77, параграф 17). И в будни, если человек благословляет на тонкую лепешку, пусть сначала благословит, а потом отламывает от нее кусок, поскольку задержка из-за отламывания не считается задержкой.

4. Не следует отрезать слишком маленький кусок4, чтобы не показаться жадным, а также кусок, больший, чем ке-бейца, чтобы не показаться обжорой5. И все это — только если человек ест один; но если он ест со многими товарищами и должен от отрезанного куска дать каждому ке-заит, он может отрезать столько, сколько ему нужно. А в Шаббат, даже если он ест один, ему можно сразу отрезать столько, сколько нужно для всей трапезы, из-за уважения к Шаббату, чтобы показать, как он любит Субботние трапезы и как хочет съесть за этими трапезами побольше.

Нужно съесть тот кусок, который он отрезал при благословении, до того, как он начнет есть другой хлеб, и это — из-за любви к заповеди; и хорошо было бы проследить, чтобы от этого хлеба не ел нееврей, скотина или птица.

5. Прежде, чем благословить, следует положить обе руки на хлеб, поскольку на двух руках десять пальцев, что соответствует числу десяти заповедей, связанных с хлебом:1) не пахать на быке и осле; 2) не засевать виноградник пшеницей; 3) не подбирать упавшие при жатве колоски, оставляя их бедным; 4) не сжинать забытые на поле несжатыми колоски, также оставляя их бедным; 5) оставлять несжатым край поля, также для бедных; 6) не завязывать рот быку, с помощью которого молотят; 7) отдать часть урожая, называемую Трума, коhену; 8) отдать часть урожая, называемую первой десятиной, представителю колена Леви; 9) отнести часть урожая, называемую второй десятиной, в Иерусалим и съесть там; 10) при замешивании теста отделить от него халу и отдать коhену. Поэтому же благословение: «…дающий хлебу вырасти из земли» на иврите содержит десять слов, и также десять слов на иврите содержит стих из «Ашрей»: «Глаза всех устремлены на Тебя, и Ты даешь пищу каждому созданию вовремя», и также стих: «Земля пшеницы и ячменя, и винограда, и смоквы и граната, земля оливкового масла и меда», и также стих: «И даст тебе Б-г от росы Небесной и от туков земли, и в избытке злаков и виноградного вина». Произнося слово «Г-сподь», следует поднять хлеб, а в Шаббат, когда благословляют на два хлеба, поднимают сразу оба; и следует произносить слова благословения, вспоминая их значения, и следует тщательно произнести обычно непроизносимый звук «h», а также сделать небольшую паузу после звука «м» в слове «лехем» (хлеб), поскольку следующее слово начинается с того же звука, и без паузы они сольются.

После благословения следует немедленно поесть хлеба, поскольку запрещено прерываться между благословением и началом еды, даже для того, чтобы ответить «амен»6. И необходимо съесть ке-заит без перерыва7 (и см. ниже, глава 50, параграф 5).

6. Заповедь требует поставить на стол соль до того, как произнесено благословение, и кусок хлеба, который съедают после благословения на хлеб, следует окунуть в соль8, поскольку стол похож на жертвенник (см. ниже, глава 44, параграф 4), а еда — на приносимую жертву, и сказано: «Со всякой твоей жертвой приноси соль». И поскольку стол похож на жертвенник, не следует убивать на нем вшей.

7. Если благословивший оделяет кусками хлеба участвующих в трапезе, ему не следует бросать их, поскольку бросать хлеб запрещено; и также передавать хлеб из рук в руки не следует, а нужно класть его перед тем, кому его передают.

8. Заповедь требует произнести благословение и разрезать самый лучший хлеб из тех, которые лежат на столе. Поэтому, если перед человеком лежит отрезанный кусок хлеба и целый хлеб, и он собирается во время трапезы есть их оба, и оба они из муки одного вида, то, даже если целый хлеб меньше по размеру, чем отрезанный кусок, и даже не из такой чистой муки, как отрезанный, тем не менее следует, произнеся благословение, разрезать именно целый хлеб, поскольку он считается лучшим. Но если они испечены из муки разного вида, и при этом целый хлеб — из худшей муки, как, скажем, если целый хлеб — ржаной, а отрезанный кусок — пшеничный, даже если отрезанный кусок меньше, все равно произносить благословение следует именно на него; если же целый хлеб — ячменный, то, хотя он и хуже пшеничного, тем не менее, поскольку ячмень тоже прямо указан в стихе (о семи видах растений, которыми славна Земля Израиля — перев.), и к тому же он целый — человеку, трепещущему перед Небесами, следует уделить почет также и этому, второму хлебу, то есть ячменному и целому. И как же ему сделать? Пусть положит отрезанный пшеничный хлеб под целый ячменный и разрежет оба их вместе.

Если же оба хлеба целые или оба разрезанные, и при этом они из муки одного вида, следует произнести благословение на более чистый, если же они оба из одинаково чистой муки, следует благословить на самый большой9.

9. Если перед человеком лежат еврейский и нееврейский хлеб, а он не придерживается запрета есть нееврейский хлеб, то, если оба они целые, или оба надрезанные, и также одного размера и из муки одного вида, следует произнести благословение именно на еврейский хлеб; если же еврейский хлеб не так чист, как нееврейский, он может благословить на тот хлеб, на какой захочет. Если же этот человек придерживается запрета на нееврейский хлеб, а положил его на стол для гостя — его следует убрать со стола до тех пор, пока не будет произнесено благословение: «…дающий хлебу вырасти из земли».

10. Все законы о том, что благословить следует на более ценный хлеб, относятся только к ситуации, когда человек собирается во время трапезы есть оба лежащих на столе хлеба. Но если он собирается за этой трапезой есть только один хлеб, пусть разрежет тот, который он собирается есть, и в этом случае неважно, какой из них ценнее10.

 


1 Если между домами расстояние небольшое, то МБ пишет так: «Некоторые относятся к этому строго».

2 В МБ написано: «Не следует делать нетилат ядаим второй раз, если только он не забыл о том, что должен держать руки в чистоте».

3 И нужно, чтобы в отрезанном куске хлеба было немного и с нижней стороны хлеба, и с верхней.

4 Меньше, чем ке-заит.

5 А если он потом отрежет еще от этого куска маленький кусочек для благословения на хлеб — это разрешено.

6 Даже «амен» на благословение на хлеб, произнесенное другим.

7 Разговаривая. Но если он должен что-нибудь сказать, это разрешено (после того, как он проглотил хоть сколько-нибудь хлеба).

8 Хорошо сделанный хлеб из чистой муки, вроде нашего, нет необходимости окунать в соль (и тем не менее соль на столе должна быть). А знатоки Каббалы пишут, что окунать хлеб в соль необходимо три раза.

9 А относительно других критериев, скажем, предпочтительность для этого человека и т.д., см. ниже, глава 55.

10 А если он не уверен, который из двух хлебов он будет есть, тот или этот, и оба они лежат перед ним на столе, самое лучшее выполнение заповеди — благословить все же на тот, который по закону считается более ценным.


В этой недельной главе повествуется о приобретении Авраамом легендарной пещеры Махпела в Хевроне, погребении праведницы Сары, сватовстве Ицхака и Ривки. Читать дальше

Недельная глава Хаей Сара

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.

Разъяснение смысла выражений «и скончался», «и умер», «и присоединился к народу»

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.

Жизнь, шидух и похороны. Хаей Сара

Рав Бенцион Зильбер

Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

На тему недельной главы. Хаей Сара

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».

На тему недельной главы. Хаей Сара 2

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.

Избранные комментарии к недельной главе Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.