Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запрет взимать проценты распространяется не только на заимодавца, но и на должника. Тора запрещает не только предоставлять ссуду под проценты, но и возвращать одолженную сумму денег с процентами, даже если это происходит добровольно.

Общие сведения

Один из 613 основных законов Торы повелевает давать еврею деньги в долг (если он в них нуждается и просит об этом) без взимания процентов. Запрет взимания процентов распространяется на все случаи, независимо от материального состояния берущего (богат он или беден).

Торе противна сама идея использования займа для получения финансовой выгоды. Более того, поскольку цель Торы — морально возвысить евреев, закон о процентах с этой точки зрения занимает особое место в общей системе моральных правил, ибо помогает человеку достигнуть более высокого уровня сострадания и сопричастности к нуждам и чувствам окружающих людей. Даже если берущий деньги в долг добровольно предлагает вернуть взятые деньги с процентом, заимодавцу запрещено принимать его условие.

Указанная заповедь наглядно иллюстрирует высокую этику законов Торы, в которой сказано (Дварим 4:8): «У какого другого великого народа законы так же справедливы!»

Запрет взимания процента относится ко всем сторонам, участвующим в финансовой операции

Запрет взимания процента распространяется на всех лиц, участвующих в выдаче ссуды (займа, кредита): на заимодавца, получателя ссуды, гарантов сделки, свидетелей, составителей документа и всех прочих, которые помогают в получении ссуды. Особенно об этом надо помнить нерелигиозным участникам операций по займу: светскому адвокату и его секретарям; лицам, работающим в еврейских кредитных компаниях, и т.д.

Если взята процентная ссуда

Допустим, некий еврей взял в долг (или дал в долг) деньги под процент, не зная, что так поступать запрещено. Как только он узнает об этом запрете, ему нельзя платить (или принимать) проценты.

Прежнее обязательство выплаты процента автоматически аннулируется. Возвратить можно только сам капитал минус уже уплаченный процент.

Возврат полученного процента

Если еврей успел получить процент от предоставленной им ссуды, то возникает вопрос, должен ли он его вернуть или нет.

Вещевые займы и процент

Запрет взимания процента распространяется не только на денежные ссуды, но и на вещевые займы (продукты питания, промтовары и пр.), т.е. на все те случаи, когда вещи или полностью используются должником (обещавшим вернуть замену), или подлежат возврату.

Пример

Женщина, одолжившая крупу у соседки, или торговец, взявший товар взаймы у другого торговца разрешенным способом, не обязаны возвращать большее количество товара, чем они заняли.

Ссуда, взятая на очень короткое время

Запрет взимания процента распространяется также и на те ссуды, которые были взяты на очень короткое время, буквально на несколько часов.

Дополнительные выплаты в случае сомнения

Если вы не помните точный размер своего долга, вам разрешается вернуть более крупную сумму. Проблема взимания процента здесь не возникает, даже если затем выяснится, что в действительности вы выплатили больше, чем взяли.


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»