Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Приложенные усилия есть сама награда. Потому что они не только помогают выдержать испытание, но и формируют личность. Сам человек и есть главное достижение успешно преодоленных испытаний. В этом его истинная суть.»Рав Акива Татц, книга «Живи и выбирай»

Я одолжил банковские сбережения племяннику, нарушил ли я запрет брать процент?

Темы: Проценты, Бизнес по-еврейски, Ссуда, Рав Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Моему племяннику были нужны деньги на покупку квартиры. У меня был закрытый счёт (деньги лежали на сберегательной программе). Я прервал действие сберегательной программы раньше установленного срока, лишившись, таким образом, процентов, снял деньги со счёта и выручил племянника. Естественно, те деньги, которых я лишился, я сказал, чтобы он вернул мне. Один человек мне сказал, что это рибит (предоставление ссуды под процент). Какой рибит? Я же ничего не выиграл. Деньги бы лежали в банке — я бы получил ту же сумму. Да и деньги были бы более гарантированы. Что вы можете об этом сказать?

Л.

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Л.!

Определённо по закону Торы это нарушение запрета рибит: еврею запрещено одалживать другому еврею деньги под проценты — давать деньги с условием, чтобы тот вернул больше.

Ваши отношения с банком и Ваши отношения с другим евреем — это две совершенно отдельные сделки. То, что банк даёт проценты, — это отношения банка с Вами, а то, что Вы одалживаете деньги другому еврею под проценты, — это чистый рибит.

В нееврейском банке (где хозяева неевреи) нет запрета получать или давать проценты. В Израиле, как правило, у банка есть этэр иска — документ, меняющий сущность финансовых отношений между клиентом и банком: человек, который кладёт деньги в банк, не просто одалживает банку, но становится партнёром банка в финансовых операциях. Это снимает запрет получения процентов. Иными словами, человек получает свою долю прибыли от бизнеса, в котором он является партнёром.

А Ваши отношения с племянником — совсем другая, автономная «сделка». И еврею нельзя давать деньги другому еврею под процент.

Что же можно сделать в такой ситуации? Если племяннику нужны деньги на бизнес, то можно с ним составить по определённым правилам документ этэр иска, который изменит сущность ваших отношений, превратит их из отношений заимодавца и должника в отношения партнёров. Тогда те деньги, которые племянник вернёт Вам сверх одолженной суммы, — Ваша доля в прибыли.

То же самое — если племянник покупает квартиру. Покупка квартиры очень часто становится хорошим, выгодным вложением, приносящим прибыль. И если вы составите этэр иска, то деньги, которые Вы получите сверх одолженной суммы, — Ваша доля в прибыли.

А если племяннику нужны деньги на свадьбу? Поскольку это не вложение в бизнес, то, по мнению многих раввинов, этэр иска здесь не помогает. В этом случае Вы можете, например, дать ему безвозмездную ссуду, а те деньги, которые Вы теряете — подарок ему на свадьбу.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Читайте: Тора и бизнес

Материалы по теме

Ссуда под проценты 1

Рав Бенцион Меламед,
из цикла «Ссуда под проценты»

Пишет Рамбам в книге «Яд Хазака» в законах «дающего в долг и одалживающего»: «Тора запрещает и одалживать под проценты, и брать под проценты, то есть и ростовщик, и его клиент нарушают запрет Торы». (перек 4).

Тора и бизнес. Закон о беспроцентной ссуде

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Запрет взимать проценты распространяется не только на заимодавца, но и на должника. Тора запрещает не только предоставлять ссуду под проценты, но и возвращать одолженную сумму денег с процентами, даже если это происходит добровольно.

Хафец Хаим

Рав Бенцион Зильбер

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше