Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Есть два типа людей, берущих в долг:

Первый тип

Человек находится настолько в тяжелом финансовом положении, что нет очевидных шансов на скорое улучшение ситуации.

Второй тип

Человек нуждаются в займе, причем имеет возможность его выплатить.

В первом случае нет заповеди, которая обязала бы нас дать нуждающемуся деньги в долг, поскольку нет гарантии, что заем будет возвращен. Тем не менее, помочь такому человеку мы обязаны — правда, в рамках выполнения другой заповеди: оказать безвозмездную помощь (по-еврейски цдака).

Надо подчеркнуть, что тот, кто просит деньги в долг, отказываясь от безвозмездной помощи, является, как правило, приличным человеком, попавшим в тяжелую ситуацию, — ему, скорее всего, просто трудно попросить людей о благотворительности. Следует с уважением отнестись к его достоинству. Поэтому совершает большую заповедь тот, кто предложит ему ссуду, сказав: «Можете не торопиться с ее возвращением. Не надо беспокоиться, вернёте, когда сможете». В подобной ситуации сумма, которая дается такому человеку, определяется благотворительными возможностями дающего.

Когда применима заповедь, обязывающая давать в долг

а) Обязанность давать деньги в долг действует лишь в том случае, если заимодавец знает, что заем будет возвращен.

б) Размер и продолжительность займа определяются финансовыми возможностями дающего.

в) Согласно Торе, деньги даются в долг человеку, нуждающемуся в займе, независимо от того, насколько он богат или беден.

г) Если у нас нет уверенности в том, что получатель ссуды сможет ее выплатить, можно попросить у него гарантию в форме ценного залога, закладной или привлечения лиц, гарантирующих выплату.

д) Обязанность давать в долг существует только для тех, кто имеет свободные деньги. Чтобы выполнить эту заповедь, нет необходимости снимать деньги с накопительных счетов или извлекать их с торговых и прочих операций, имеющих отношение к бизнесу. Но тот, кто так поступил, совершил благое дело, независимо от размеров потери в ожидаемых прибылях, от которых он таким образом отказался.

Порядок предпочтений

Если возникает вопрос, кому в первую очередь надо выдать ссуду, то следует руководствоваться таким порядком предпочтений:

  • 1) Заем для спасения бизнеса, оказавшегося на грани банкротства, или помощь человеку в организации собственного дела.
  • 2) Заем для обеспечения элементарных нужд бедняка.
  • 3) Заем для оказания помощи в организации свадьбы для бедной невесты.
  • 4) Заем в помощь человеку, нуждающемуся в укреплении своего дела.

Примечание

Заем бедняку считается более предпочтительным, нежели заем тому, кто не беден.


Недельная глава Ваикра («И призвал») начинает описание видов жертвоприношений. Читать дальше

Предисловие и общее содержание книги Ваикра

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В первой книге Б-жественной Торы рассказано о сотворении мира из ничего, о том, как сменяли друг друга первые поколения, и о том, как родились и жили наши святые праотцы. Рассказ о них доведен до того момента, как Яаков и его дети спустились в Египет.

О смысле жертвы шламим

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Есть целый ряд ситуаций, при которых Тора обязывает приносить мирную жертву. Такое жертвоприношение помогает укрепиться в вере.

Совершая мицву, не делай ее за чужой счет. Ваикра

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Словарь для читающих Тору на иврите. Ваикра

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

В помощь изучающим Пятикнижие