Из цикла «Дерех эрец», темы: Дерех Эрец, Шауль Вагшал, Отношения между людьми, Освящение Имени Всевышнего
«Встречай всякого человека приветливо» (Авот 1:15). Рамбам разъясняет, что эта мишна учит нас вести дела с людьми, обращаясь к ним спокойно и приветливо, со словами, приятными и желанными для собеседника. Подобным образом поясняет ее и рабейну (наш учитель) Йона: следует вести себя так, чтобы люди были довольны тобой и считали своим, а для этого следует подчинять свои желания их желаниям и нуждам; и так можно снискать любовь многих.
Согласно Рамбаму и рабейну Йоне, упомянутое в мишне понятие «приветливости» включает в себя различные аспекты отношений между человеком и его ближним. Важнейший из них таков: все, что человек делает, должно быть приемлемо для окружающих. Это — основа всех законов дерех эрец; все прочее — комментарии!
Сказали наши мудрецы: Человек должен всегда считаться с желанием и мнением окружающих (Ктубот 17а). А в мишне Авот (2:1) сказано: «Каков же прямой и верный путь, которым надлежит человеку идти? Тот, что делает поступки его совершенными и красивыми в глазах Всевышнего и в глазах людей». То есть окружающим должны нравиться его поступки, как сказано: «Всякий, кто угоден окружающим, угоден и Всевышнему» (Авот 3:10).
А вот комментарий наших мудрецов на стих Торы «И возлюби Г-спода, Б-га своего…» (из молитвы Шма Исраэль): «Должен человек учить и твердить (слова Торы) и разговаривать с людьми спокойно и выдержанно, а все дела вести с приязнью. И когда увидят, насколько верен и честен он в делах своих, — что же люди скажут? “Счастлив такой-то, учивший Тору! Счастлив отец его, учивший его Торе, и учитель, обучавший его ей! Несчастны люди, не учившие Тору! Посмотрите на такого-то, изучавшего Тору, — сколь благородны и достойны его поступки, сколь устроены его пути! О нем сказало Писание: Исраэль, тобою украшусь!”» (Ялкут, Дварим 838)
Резюме
Человек обязан всегда вести себя так, чтобы окружающие говорили: «Сколь хороши дела и поступки такого-то!» С другой стороны, глубоко ошибочно рассуждать так: «Какая мне разница, что думают обо мне другие? Главное — это то, что я сам знаю о себе, что веду себя как следует!» Такой подход противоречит мнению Торы и наших мудрецов. И тот, кто упрямо продолжает идти этим путем, получит горький урок, ибо умножит себе врагов и ненавистников, и не найдется никого, кто бы пожалел его (упаси нас Г-сподь от такого).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо