Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тора обязывать евреев помогать нуждающимся и ссужать им деньги. Получатель займа обязан взять лишь ту сумму, которую он сможет вернуть. Дающий в долг должен настоять на составлении расписки, которая будет иметь юридическую силу.

Брать в долг — соразмерно своим возможностям

Тому, кто берет в долг, надо ограничиться суммой, которую он наверняка сможет выплатить. Иначе он рискует прослыть человеком, не возвращающим ссуду из-за легкомыслия или неуважения к другим (Тора называет такого — раша, злоумышленник).

Документы

Дающий в долг должен настоять, чтобы ссуда имела документальное подтверждение, даже если берущий известен как порядочный человек, поскольку всегда есть шанс, что он может забыть о взятом долге. Достаточно написать в расписке: «Я, имярек, должен такому-то такую-то сумму», — и поставить дату. После выплаты долга эту расписку надо вернуть должнику или порвать. Частичные выплаты тоже надо записывать.

Изменение условий использования займа

Если заем выдан с условием, что он будет использован для какой-то определенной цели (например, для открытия надежного дела), нельзя применять его для других целей (например, для проведения рискованных операций). Деньги, одолженные для бизнеса, нельзя использовать в личных интересах (например, чтобы купить автомобиль или выдать замуж дочь), если на это нет согласия заимодавца.

Своевременный возврат долга

Получатель займа обязан выплатить его в установленный срок. Однако он не обязан занимать деньги или брать дополнительную работу, чтобы вернуть долг, если не обязался поступить именно таким образом, когда брал заем. Если у него нет свободных денег, но есть сбережения (например, в виде ценных бумаг, ювелирных изделий, дорогих книг и т.п.), он не может утверждать, что не в состоянии выплатить заем. И если заимодавец требует расплатиться с ним, то он должен либо перевести свою собственность в деньги и отдать заимодавцу, либо оплатить свой долг имеющимися у него ценностями.

Право требовать возврата займа

Заимодавец имеет право попросить выплаты займа, — но только если он знает, что получатель займа располагает либо деньгами, либо достаточным имуществом для возвращения долга. Если у получателя нет средств для выплаты одолженных денег, нельзя требовать от него платы, поскольку такое требование ни к чему не приведет, доставив несостоятельному должнику душевную боль.

Если заимодавец не располагает точными сведениями, может ли получатель займа расплатиться с ним, т.е. достаточно ли у того средств для такой расплаты, он может напомнить ему о долге такими словами: «Я не прошу вернуть мне долг немедленно, но не забудь обо мне, когда у тебя появится возможность заплатить».

Заимодавец должен проявлять деликатность к чувствам получателя займа, если тот не в состоянии выплатить долг. Ему надлежит избегать с ним встреч, чтобы не поставить его в неловкое положение или смутить.


По преданию, большая часть книги является сочинением великого учителя периода Мишны раби Шимона бен Йохая (Рашби). Читать дальше

Зоар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Ицхак бар Шломо Лурия Ашкенази (Ари Акадош; Аризаль)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Аризаль — автор основополагающих книг Каббалы.

Книга «Зогар» — об «ушпизин» небесных и земных

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Когда человек пребывает во временном жилище, под кровом Вс-вышнего, Шхина простирает над ним свои крылья, и Авраам и другие ушпизин находятся в суке вместе с ним.

Тайна, покрытая светом

Рав Лейб-Нахман Злотник

Тора, при всей своей доступности и ясности, остается загадкой. С одной стороны, любой закон Торы очень понятен, но вместе с тем он таит в себе сокровища, которые приходится порой откапывать из глубоких недр, а иногда выискивать в бездонных пучинах. Возьмем, например, заповедь тфилин — не все законы, связанные с ней, а лишь одну небольшую частность этой великой заповеди — порядок размещения в тфилин отрывков из Торы. Что кроется за этим небольшим кирпичиком, составляющим великое здание под названием «заповедь тфилин»?