Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Тора запрещает нам давать ссуду под проценты. Написано (Шмот 22:24): «Когда даешь деньги в долг, бедным у тебя, то не становись для него лихоимцем и не налагай на него лихвы (процентов)». И еще (Ваикра 25:35—36): «Если обеднеет твой брат и постигнет его нужда, то поддержи его… Не бери с него лихвы и роста, бойся своего Всевышнего — и оживет у тебя твой брат».

Еврей всегда обязан помочь своему ближнему. Если можно оказать безвозмездную помощь (цдака) — то надо оказать ее, исходя из своих возможностей. Когда другой еврей просит дать ссуду и мы можем ее дать, то нельзя отклоняться от этой заповеди. Ссуда не унижает достоинства человека, поэтому часто она предпочтительней цдаки.

Но нельзя ни давать, ни брать ссуду под проценты. Причем независимо от имущественного состояния обеих сторон! В данном случае лихвой или процентами мы называем любое превышение суммы долга при его возврате. Процент с долга запрещен Торой, процент от покупки или от продажи в кредит запрещен постановлениями мудрецов. Даже если один человек заявляет, что он может одолжить другому сумму, сняв ее с банковской программы, но тот должен компенсировать ему потерю прибыли, — даже такой случай называется лихвой, запрещенной нашими законами! Только если оба участвуют в совместном предприятии, деля между собой его прибыли и потери, им разрешается получать проценты с вложенных денег. Это правило (которое называется иска) позволяет нам брать ссуды в израильских банках, считающих нас своими компаньонами.

В среде религиозных евреев даже простое «спасибо» за одолженные деньги считается содержащим намек на выдачу процентов. Поэтому предпочтительная форма благодарности — «Да удостойся ты новой заповеди! — Тизке лемицвот!».

Законам, регламентирующим все виды ссуд, посвящена глава в трактате Талмуда «Бава Мециа», а также специальный раздел в Шульхан-Арухе.


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше