Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»

предыдущая глава

Какому странному зигзагу истории обязан Вильно своим превращением в центр спасшихся чудодейственным образом ешив Польши?

Рабби Ехезкель Левенштейн, знаменитый машгиах ешивы Мир, проанализировал исторические события, которые сделали возможным столь замечательное спа­сение.

Б-жественное Провидение, — сказал он, — поже­лало спасти Тору и ученых мужей от гибели. Вот по­чему еще двадцатью годами раньше Г-сподь одному Ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплел эпопею нашего спасения.

После того, как 9 октября 1920 года две дружест­венные страны — Литва и Польша — установили приз­нанную обеими сторонами границу, польский генерал Люциан Зелиговский послужил причиной конфликта между двумя добрыми соседями, который продолжал­ся двадцать лет. Безо всякого согласия своего прави­тельства — о чем было потом официально заявлено — он вторгся со своей армией в Вильно, являвшийся тог­да литовской столицей, дабы присоединить этот город к Польше и дать ему свое имя. Сия пиратская акция породила в Лиге Наций бурю, не утихавшую долгие годы. Польское правительство официально объявило действия своего генерала безответственными и мятеж­ными.

Тем не менее три года спустя Вильно был включен в Польскую республику. В ответ Литва разорвала с Польшей дипломатические отношения, и этот разрыв длился два десятилетия, до тех пор пока Польша не пала в самом начале Второй мировой войны.

Странная история с Вильно, его аннексия, последу­ющее включение в состав Польской республики, а за­тем возвращение обратно Литве — все это были пер­вые звенья в цепи событий, сотворенных Провидени­ем, дабы вырвать знатоков Торы и их учеников из водоворота смерти и разрушений, перенеся их в мир сво­боды и безопасности.

Лишь через двадцать лет были с трепетом осоз­наны один за другим события, которые вроде бы не имели ничего общего между собой. Эти события по­служили теми необходимыми предпосылками, кото­рые привели в конечном итоге к спасению ешив и по­стигавших Тору рабаним, являвшихся лидерами и га­рантами будущего всего еврейства.

Со временем мудрецы Торы свели воедино необыч­ные факты, посредством которых Провидение выстро­ило ковчег, имя которому Вильно. В 1938 году, всего за год до начала Второй мировой войны, Польша про­вела весьма странную мобилизацию призывников, что­бы выступить против крошечной Литвы. Поляки про­возгласили единственный в своем роде лозунг: «Война для установления мирных отношений». Этот ультима­тум ставил своей задачей достижение добрососедства взамен отсутствия каких-либо мирных контактов и со­стоял из следующих пунктов: установление диплома­тических отношений, реконструкция железной дороги, соединяющей Ковно и Вильно, восстановление торгов­ли, средств связи и шоссейных дорог.

Эти условия и вымостили тот путь, на котором наш­ли свое спасение в грядущем шторме защитники Торы.

Маленькая Литва подчинилась могущественной со­седке и всего через шесть месяцев выполнила все ее требования. Дипломатические отношения были уста­новлены, в Ковно открылось польское консульство, а между Ковно и Вильно было налажено железнодорож­ное и автомобильное сообщение.

Однако возможности, открывшиеся с присоединени­ем Вильно к Литовской республике, грозили остаться нереализованными, поскольку у беженцев не было главного — паспорта. А приобрести паспорт в то вре­мя, как их родная Польша перестала существовать, казалось невозможным.

Когда в 1939 году Польшу стало представлять на­ходящееся в лондонском изгнании правительство, кон­сульство в Ковно превратилось в Польское представи­тельство при Британском посольстве. Тогда же пред­ставитель Польши начал выдавать документы отчаяв­шимся польским беженцам, перебравшимся в Литву. Эти проездные документы назывались польскими па­спортами и для всех, получающих визы, служили на­дежным средством спасти свою жизнь.

Столь необычное событие 1938 года достопочтен­ный рав из Бриска прокомментировал следующим об­разом:

— Теперь понятно почему так быстро построили железную дорогу и шоссе, — сказал он.

Для лагеря Торы «Вилеиское чудо» имело и многие другие далеко идущие последствия, которые обнару­жились только после войны, когда были открыты не­мецкие архивы. Э. Дж. Херцман в Нес Ацала так ха­рактеризует пакт о ненападении, заключенный между гитлеровским рейхом и Советским Союзом накануне Второй мировой войны^. Этот потрясший мир договор Молотова-Риббентропа неожиданно объединил двух смертельных врагов, фашизм и коммунизм, и, обеспе­чив безопасность огромных восточных границ Герма­нии, швырнул гитлеровские армии на Запад.

Самая поразительная особенность пакта заключа­лась в том, что те же темные силы, которые были на­правлены на порабощение наций, — заботливо охраняли законные права крохотной Литвы и ее столицы Вильно. Немецкие архивы позволили узнать, что воз вращение Вильно Литве, наряду с другими измене ниями границ в Восточной Европе, было оговорено е специальном приложении к пакту о ненападении.

Таким образом, позорный пакт Молотова-Риббен-тропа, послуживший толчком к разрушению мира и началом новой фазы маниакального преследования ев­реев, стал ключом к спасению души еврейского наро­да — ешив и их учеников.


Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования Читать дальше

Пост Эстер

р. Ури Калюжный

О чём горевать в пост Эстер? Вроде бы, всё закончилось хорошо...

Израильский теннисист оставляет игру перед наступлением Йом-Кипура

Переводчик Мирьям Нирман

На общенациональном уровне самое страшное — изгнание из Земли Израиля, а на индивидуальном — «карет» — отсечение от общей, «коллективной» души еврейского народа

Права и обязанности еврея

Журнал «Мир Торы»

Законы и обычаи еврейской традиции… Насколько они обязательны? Разве они подобны Уголовному Кодексу, и за их нарушение можно угодить в тюрьму? А за исполнение этих законов полагается награда? Кто следит, соблюдаются они или нет? И почему так много людей столь ревностно выполняют предписания еврейской традиции?

Дарование Торы 2. Взаимное поручительство

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья величайшего каббалиста прошлого столетия, автора комментария «Сулам» на книгу «Зогар»

На тему недельной главы. Шмот 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья, посвященная сути Торы, раскрывает ее через заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Осквернение имени Всевышнего и Освящение имени Всевышнего

Раби Йосеф Герц

Недельная глава «Эмор». Комментарий главного раввина Британской империи р. Й. Герца

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.