Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Лжец подобен мертвецу: ведь свойство живого (человека) — в умении говорить; но как только извратилась речь — кончилась жизнь»Раби Менахем Меири
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»

предыдущая глава

Какому странному зигзагу истории обязан Вильно своим превращением в центр спасшихся чудодейственным образом ешив Польши?

Рабби Ехезкель Левенштейн, знаменитый машгиах ешивы Мир, проанализировал исторические события, которые сделали возможным столь замечательное спа­сение.

Б-жественное Провидение, — сказал он, — поже­лало спасти Тору и ученых мужей от гибели. Вот по­чему еще двадцатью годами раньше Г-сподь одному Ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплел эпопею нашего спасения.

После того, как 9 октября 1920 года две дружест­венные страны — Литва и Польша — установили приз­нанную обеими сторонами границу, польский генерал Люциан Зелиговский послужил причиной конфликта между двумя добрыми соседями, который продолжал­ся двадцать лет. Безо всякого согласия своего прави­тельства — о чем было потом официально заявлено — он вторгся со своей армией в Вильно, являвшийся тог­да литовской столицей, дабы присоединить этот город к Польше и дать ему свое имя. Сия пиратская акция породила в Лиге Наций бурю, не утихавшую долгие годы. Польское правительство официально объявило действия своего генерала безответственными и мятеж­ными.

Тем не менее три года спустя Вильно был включен в Польскую республику. В ответ Литва разорвала с Польшей дипломатические отношения, и этот разрыв длился два десятилетия, до тех пор пока Польша не пала в самом начале Второй мировой войны.

Странная история с Вильно, его аннексия, последу­ющее включение в состав Польской республики, а за­тем возвращение обратно Литве — все это были пер­вые звенья в цепи событий, сотворенных Провидени­ем, дабы вырвать знатоков Торы и их учеников из водоворота смерти и разрушений, перенеся их в мир сво­боды и безопасности.

Лишь через двадцать лет были с трепетом осоз­наны один за другим события, которые вроде бы не имели ничего общего между собой. Эти события по­служили теми необходимыми предпосылками, кото­рые привели в конечном итоге к спасению ешив и по­стигавших Тору рабаним, являвшихся лидерами и га­рантами будущего всего еврейства.

Со временем мудрецы Торы свели воедино необыч­ные факты, посредством которых Провидение выстро­ило ковчег, имя которому Вильно. В 1938 году, всего за год до начала Второй мировой войны, Польша про­вела весьма странную мобилизацию призывников, что­бы выступить против крошечной Литвы. Поляки про­возгласили единственный в своем роде лозунг: «Война для установления мирных отношений». Этот ультима­тум ставил своей задачей достижение добрососедства взамен отсутствия каких-либо мирных контактов и со­стоял из следующих пунктов: установление диплома­тических отношений, реконструкция железной дороги, соединяющей Ковно и Вильно, восстановление торгов­ли, средств связи и шоссейных дорог.

Эти условия и вымостили тот путь, на котором наш­ли свое спасение в грядущем шторме защитники Торы.

Маленькая Литва подчинилась могущественной со­седке и всего через шесть месяцев выполнила все ее требования. Дипломатические отношения были уста­новлены, в Ковно открылось польское консульство, а между Ковно и Вильно было налажено железнодорож­ное и автомобильное сообщение.

Однако возможности, открывшиеся с присоединени­ем Вильно к Литовской республике, грозили остаться нереализованными, поскольку у беженцев не было главного — паспорта. А приобрести паспорт в то вре­мя, как их родная Польша перестала существовать, казалось невозможным.

Когда в 1939 году Польшу стало представлять на­ходящееся в лондонском изгнании правительство, кон­сульство в Ковно превратилось в Польское представи­тельство при Британском посольстве. Тогда же пред­ставитель Польши начал выдавать документы отчаяв­шимся польским беженцам, перебравшимся в Литву. Эти проездные документы назывались польскими па­спортами и для всех, получающих визы, служили на­дежным средством спасти свою жизнь.

Столь необычное событие 1938 года достопочтен­ный рав из Бриска прокомментировал следующим об­разом:

— Теперь понятно почему так быстро построили железную дорогу и шоссе, — сказал он.

Для лагеря Торы «Вилеиское чудо» имело и многие другие далеко идущие последствия, которые обнару­жились только после войны, когда были открыты не­мецкие архивы. Э. Дж. Херцман в Нес Ацала так ха­рактеризует пакт о ненападении, заключенный между гитлеровским рейхом и Советским Союзом накануне Второй мировой войны^. Этот потрясший мир договор Молотова-Риббентропа неожиданно объединил двух смертельных врагов, фашизм и коммунизм, и, обеспе­чив безопасность огромных восточных границ Герма­нии, швырнул гитлеровские армии на Запад.

Самая поразительная особенность пакта заключа­лась в том, что те же темные силы, которые были на­правлены на порабощение наций, — заботливо охраняли законные права крохотной Литвы и ее столицы Вильно. Немецкие архивы позволили узнать, что воз вращение Вильно Литве, наряду с другими измене ниями границ в Восточной Европе, было оговорено е специальном приложении к пакту о ненападении.

Таким образом, позорный пакт Молотова-Риббен-тропа, послуживший толчком к разрушению мира и началом новой фазы маниакального преследования ев­реев, стал ключом к спасению души еврейского наро­да — ешив и их учеников.


Через Моше Всевышний осуществил спасение евреев из Египта, передал на горе Синай Тору, которая так и называется — «Торат Моше», Тора Моисея. Еврейская традиция говорит, что Моше был первым человеком, достигшим абсолютного совершенства, а следующим будет Машиах (Мессия). Читать дальше

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Моше бен Амрам. Возвращение в Египет и десять казней

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Мидраш о том, как происходило возвращение Моше в Египет. Освобождение еврейского народа было сопряжено с огромными трудностями.

Моше бен Амрам. На пути к Святой Земле

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

После подсчета евреев Моше приказывает левитам собрать шатер и готовиться к походу. Моше обращается к Итро, но тот отказывается продолжить путь.

Месяц Адар

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

С наступлением Адара преумножают веселье