Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Б-г — один; нет двух богов или более, — лишь один. Он единствен, и ничто в мире не единственно и не едино настолько, чтобы сравниться с Ним в этом. Единство Его нельзя понимать как единство деталей, составляющих общее»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 1, 7
Ученики ешивы «Мир» ищут этроги в оккупированном японцами Китае.

Евреи в диаспоре всегда испытывали трудности с некоторыми предметами, необходимыми для выполнения мицвот. Это касается и этрога — одного из четырех видов растений, которые благословляют в Суккот. Остальные три — пальма, ива и мирт — распространены довольно широко и достать их гораздо проще, а вот в поисках этрога евреям каждый год приходилось идти подчас на отчаянные шаги — ведь требования Всевышнего должны быть выполнены полностью.

Еврейская община Шанхая в течение нескольких десятилетий получала этроги через одну набожную еврейскую семью по фамилии Абрахам. В конце концов семейство стало одним из богатейших на свете, а фамилия — нарицательной в мире международной торговли. Родом эти люди были из Багдада, но впервые появились в Шанхае после того, как попытали счастья в Бомбее. Индийский опыт, судя по всему, оказал¬я неудачным, и глава семьи решил попробовать, как пойдут дела в Китае. Он привез с собой жену, множество детей и среди немногих земных сокровищ — козу, а также растение этрог. Отныне община могла встречать праздник Суккот со спокойной душой. Однако всеобщая радость длилась недолго: с началом событий в Перл-Харборе Давид Абрахам и вся его семья как британские подданные наряду с гражданами других союзных государст были арестованы и заключены в специальные лагеря. Собственность Абрахама конфисковала японская императорская армия. а в его доме поселился японский адмирал.

Бедствие одной семьи обернулось потерей этрогов для всех шанхайских евреев. После ряда неудачных попыток раздобыть этрог где-нибудь в другом месте решились попросить одного китайца забраться в сад Абрахама и нарвать этроги у адмирала. Прославленная императорская армия «прошляпила» эту вылазку, однако, видимо, в отместку, само растение вскоре было срублено.

Так впервые за много лет шанхайские евреи встали перед сложной проблемой: где взять этроги? Еще задолго до приближения очередного праздника Суккот были разработаны на этот счет самые разнообразные проекты, но для выполнения каждого надо было преодолеть множество трудностей. И самая первая трудность — как объяснить китайцам, что такое этрог? Попытки прибегнуть к помощи живописи ничего не дали. В конце концов снарядили двух беженцев и проводника-китайца и отправили их вглубь Китая на поиски заветного растения. Кто-то из местных евреев говорил, будто бы в Китае есть районы, где растут этроги.

Большинство жителей внутренних районов Китая прежде никогда не видело европейцев. Где бы ни появлялись еврейские посланцы, это вызывало сенсацию, их встречали, с королевскими почестями. Мно¬гие крестьяне даже гладили и щупали белую кожу чужестранцев, пытаясь понять, настоящая ли она.

Наконец неподалеку от Ханчжоу на загородных виллах богатых китайских дельцов были выстроены роскошные дворцы. К этом великолепии и росли деревья, похожие на этрог.

Но тот ли самый это этрог, о котором сказано в Торе? Н отличие от привычного этрога этот имел странный отросток, по форме напоминающий пальцы человеческой руки. Не случайно сами китайцы так и называли его: «божья рука».

Члены экспедиции привезли несколько таких этрогов, как говорится, на пробу. Некоторые знатоки алахи все же решились использовать столь сомнительный этрог во время обряда, но не произносили над ним положенных благословений, тем самым давая понять, что сомневаются в истинности данных плодов. Другие же использовали привезенный этрог чисто символически — как внешний атрибут и напоминание о мицве. Все остальные отказались от находки совсем, утверждая, что ее ни в коем случае нельзя использовать в качестве этрога.


Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди. Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по Рамбаму. Читать дальше