Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Даже много лет спустя никто не мог объяснить этот мгновенный импульс, заставивший людей лишь на основании слу­хов броситься в дорогу, не испытывая и тени сомне­ния. Казалось, их мыслями, побуждая к общему дей­ствию, непосредственно управляла Б-жественная сила.

предыдущая глава

Трагедия польского еврейства не миновала и мест­ные центры по изучению Торы — ешивы. Для круп­нейших талмудических академий в Мире, Каменце, Клецке, Люблине, Любавичах, Гродно, Новардоке, Барановичах, Пинске, как, впрочем, и для других, менее известных сшив, начались черные дни. Все мысли бы­ли об одном — как спастись? В числе выдающихся центров, где несмотря на все беды, продолжались ин­тенсивные занятия, была и попавшая в советскую зо­ну оккупации ешива Мир.

Однажды ночью в начале октября 1939 года один из учеников этой ешивы тайно слушал сообщение Лон­донского радио, вещавшего на оккупированные терри­тории Европы. В частности, сообщалось, что город Вильно, находящийся на занятом Красной Армией се­вере Польши, будет присоединен к соседней нейтраль­ной Литве. Это была потрясающая новость. Вероятно, то была единственная возможность избежать порабо­щения! Всякий, кто попадет в Вильно до присоедине­ния этого города к Литве, автоматически окажется отрезанным от опасностей и рабства и снова сможет наслаждаться свободой, живя в вольном мире.

Это сообщение вызвало у всех студентов и препо­давателей ешивы Мир огромное воодушевление. Слов­но всесильное Б-жественное вдохновение привело в движение массу людей. Уже через сорок восемь часов ешива тронулась в путь. Каждый на свой страх и риск, без всяких указаний и заранее составленных планов, упаковав пожитки, пытался разыскать лошадь, повозку или еще хоть что-нибудь, на чем можно до­браться до ближайшей железнодорожной станции Городзей. Оттуда шел прямой поезд до места назначения — Вильно.

Что же заставило сотни учащихся и равов сняться с места? Ничего определенного и проверенного — один только слух, о котором передало радио!

И все же, как бы там ни было, а ровно через сорок восемь часов маленький городок был совершенно пуст: Ешива покинула его, все как один. Даже много лет спустя никто не мог объяснить этот мгновенный импульс, заставивший людей лишь на основании слу­хов броситься в дорогу, не испытывая и тени сомне­ния. Казалось, их мыслями, побуждая к общему дей­ствию, непосредственно управляла Б-жественная сила.

В конечном итоге значительная часть учеников боль­шинства польских ешив и почти всей ешивы Мир со­бралась в Вильно. Жили они там в самых тяжелых условиях — не имея крыши над головой, впроголодь. Пока 28 октября 1939 года Вильно не присоединился наконец к свободному миру.

Так в короткий срок большинство воспитанников ешивы и их преподавателей, верные защитники Торы, спаслись и возобновили занятия в Вильно и других го­родах маленькой, но вольной Литвы.

продолжение следует

Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя.

 


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»