Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто сострадает другим, сам удостаивается сострадания Небес»Вавилонский Талмуд, Трактат Шабат 151
Изучал Тору под руководством отца, р. Яакова Вайденфельда

Раби Дов-Бериш бар Яаков Вайденфельд (Гаон из Чебина; 5641-5726 /1881-1965/ гг.) — выдающийся законоучитель и педагог.

Родился пятого швата 5641 /1881/ года.

Изучал Тору под руководством отца, р. Яакова Вайденфельда, талмудические исследования которого были собраны в книгу Кохав миЯаков («Звезда от Яакова»).

В 5660 /1900/ году, после женитьбы, р. Дов-Бериш поселился в польском городке Чебине, рядом с родителями жены. Посвящая основную часть своего времени изучению Торы, он зарабатывал на жизнь торговлей углем.

В 5683 /1923/ году он возглавил общину Чебина и основал ешиву, привлекшую много учеников.

В 5690-е /1930-е/ годы р. Дов-Бериш, которого стали называть Гаон из Чебина, приобрел репутацию одного из самых авторитетных законоучителей поколения. Его алахические респонсы, написанные в тот период, были изданы в сборнике, озаглавленном Довев Мейшарим («Говорящий по справедливости»).

С началом второй мировой войны р. Дову-Беришу удалось бежать из немецкой зоны оккупации в г. Львов, захваченный Красной армией.

В течение девяти месяцев, проведенных им во Львове, положение еврейской общины города стремительно ухудшалось. Коммунисты закрыли все синагоги, запретили преподавать Тору, начались репрессии, направленные против «служителей культа» и их «паствы». Однажды субботней ночью чекисты, сопровождаемые бойцами Красной армии, обошли еврейские дома и арестовали всех беженцев из зоны немецкой оккупации — более восьмидесяти тысяч мужчин, женщин и детей. Утром пригнали колонну грузовиков и начали грузить на них первую партию арестованных. Тем временем активисты львовской общины, используя свои связи, сумели убедить местное руководство НКВД освободить Гаона из Чебина, приняв в расчет его возраст и авторитет прославленного еврейского ученого. Два направленных за ним чекиста обнаружили его уже сидящим в грузовике. Гаон отказался спуститься, заявив: «Я не желаю быть исключением! Я бы не хотел отделяться от евреев, попавших в беду». Уговаривать его чекисты не стали. Арестованных довезли на грузовиках до вокзала, а оттуда направили эшелонами прямо в сибирские лагеря. Большинство из тех евреев, кто остался во Львове, погибли от рук нацистов, захвативших город через несколько месяцев после высылки польских беженцев (Маасей авотейну, Ваигаш).

В тяжелейших климатических условиях Сибири шестидесятилетний р. Дов-Бериш выполнял принудительные работы, а несколько лет спустя его вместе с другими польскими беженцами перевели на поселение в Среднюю Азию.

И в эти годы он продолжал усердные занятия Торой — без необходимых книг, по памяти. Он записывал свои открытия на клочках бумаги, на коре и даже на обструганных кусках дерева. Более того, Гаон из Чебина по-прежнему выполнял роль законоучителя, отвечая на многочисленные вопросы заключенных и ссыльных евреев — под некоторыми из его респонсов, поражающих глубиной алахического анализа, им были сделаны пометки «Сибирь» или «Бухара» (Энциклопедия левейт Исраэль т.8; R. Dovid Silber Noble lives 2, p.179).

В 5706 /1946/ году р. Дову-Беришу удалось, воспользовавшись своим польским гражданством, покинуть Советский Союз и выехать на Землю Израиля.

В Иерушалаиме вокруг него сложилась большая группа учеников, в основном, из семей различных хасидских направлений, и он открыл ешиву, названную Кохав миЯаков — по заглавию знаменитой книги его отца.

Р. Дов-Бериш Вайденфельд, Гаон из Чебина, умер десятого хешвана 5726 /1965/ года — на восемьдесят пятом году жизни.

Во главе ешивы его сменил зять р. Барух-Шимон Шнеерсон, а затем, с 5761 /2001/ года, — внук.

 

Продолжается пересказ речи Моше, которую он произнес перед смертью и которой посвящена последняя книга Торы. В этой главе пророк предупреждает евреев о необходимости соблюдать заповеди, повторяет получение Десяти Заповедей на горе Синай и предрекает будущее Изгнание народа из Земли Израиля. В этой же главе приведена первая часть молитвы Шма Исраэль. Читать дальше