Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Подобно тому, как изучение Торы приравнивается ко всем другим заповедям, вместе взятым, злословие приравнивается ко всем грехам, вместе взятым»Иерусалим. Талмуд, Пеа 1
Изучал Тору под руководством отца, р. Яакова Вайденфельда

Раби Дов-Бериш бар Яаков Вайденфельд (Гаон из Чебина; 5641-5726 /1881-1965/ гг.) — выдающийся законоучитель и педагог.

Родился пятого швата 5641 /1881/ года.

Изучал Тору под руководством отца, р. Яакова Вайденфельда, талмудические исследования которого были собраны в книгу Кохав миЯаков («Звезда от Яакова»).

В 5660 /1900/ году, после женитьбы, р. Дов-Бериш поселился в польском городке Чебине, рядом с родителями жены. Посвящая основную часть своего времени изучению Торы, он зарабатывал на жизнь торговлей углем.

В 5683 /1923/ году он возглавил общину Чебина и основал ешиву, привлекшую много учеников.

В 5690-е /1930-е/ годы р. Дов-Бериш, которого стали называть Гаон из Чебина, приобрел репутацию одного из самых авторитетных законоучителей поколения. Его алахические респонсы, написанные в тот период, были изданы в сборнике, озаглавленном Довев Мейшарим («Говорящий по справедливости»).

С началом второй мировой войны р. Дову-Беришу удалось бежать из немецкой зоны оккупации в г. Львов, захваченный Красной армией.

В течение девяти месяцев, проведенных им во Львове, положение еврейской общины города стремительно ухудшалось. Коммунисты закрыли все синагоги, запретили преподавать Тору, начались репрессии, направленные против «служителей культа» и их «паствы». Однажды субботней ночью чекисты, сопровождаемые бойцами Красной армии, обошли еврейские дома и арестовали всех беженцев из зоны немецкой оккупации — более восьмидесяти тысяч мужчин, женщин и детей. Утром пригнали колонну грузовиков и начали грузить на них первую партию арестованных. Тем временем активисты львовской общины, используя свои связи, сумели убедить местное руководство НКВД освободить Гаона из Чебина, приняв в расчет его возраст и авторитет прославленного еврейского ученого. Два направленных за ним чекиста обнаружили его уже сидящим в грузовике. Гаон отказался спуститься, заявив: «Я не желаю быть исключением! Я бы не хотел отделяться от евреев, попавших в беду». Уговаривать его чекисты не стали. Арестованных довезли на грузовиках до вокзала, а оттуда направили эшелонами прямо в сибирские лагеря. Большинство из тех евреев, кто остался во Львове, погибли от рук нацистов, захвативших город через несколько месяцев после высылки польских беженцев (Маасей авотейну, Ваигаш).

В тяжелейших климатических условиях Сибири шестидесятилетний р. Дов-Бериш выполнял принудительные работы, а несколько лет спустя его вместе с другими польскими беженцами перевели на поселение в Среднюю Азию.

И в эти годы он продолжал усердные занятия Торой — без необходимых книг, по памяти. Он записывал свои открытия на клочках бумаги, на коре и даже на обструганных кусках дерева. Более того, Гаон из Чебина по-прежнему выполнял роль законоучителя, отвечая на многочисленные вопросы заключенных и ссыльных евреев — под некоторыми из его респонсов, поражающих глубиной алахического анализа, им были сделаны пометки «Сибирь» или «Бухара» (Энциклопедия левейт Исраэль т.8; R. Dovid Silber Noble lives 2, p.179).

В 5706 /1946/ году р. Дову-Беришу удалось, воспользовавшись своим польским гражданством, покинуть Советский Союз и выехать на Землю Израиля.

В Иерушалаиме вокруг него сложилась большая группа учеников, в основном, из семей различных хасидских направлений, и он открыл ешиву, названную Кохав миЯаков — по заглавию знаменитой книги его отца.

Р. Дов-Бериш Вайденфельд, Гаон из Чебина, умер десятого хешвана 5726 /1965/ года — на восемьдесят пятом году жизни.

Во главе ешивы его сменил зять р. Барух-Шимон Шнеерсон, а затем, с 5761 /2001/ года, — внук.

 

В Торе есть примеры должного отношения человека к природе. Наши мудрецы неоднократно говорили об обязанности бережного отношения ко всему окружающему нас миру — как к людям, так и к животным, и даже к неодушевлённым предметам Читать дальше

Чудеса в природе

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.

Нужен ли Б-г для сотворения мира?

Доктор Джеральд Шредер

Стивен Хокинг и другие ученые считают, что Творец не имеет никакого отношения к сотворению мира. Пытаясь объяснить возникновение Вселенной из ничего, они выдвинули концепцию квантовой вакуумной флуктуации. Их религиозный коллега считает иначе.

Тайная жизнь растений

Рафаэль Бен Лев

Есть ли у растений чувствительность? Многие научные открытия, совершенные в последние десятилетия с использованием новейших технологий и современной аппаратуры, оказывается, были предвосхищены много столетий назад еврейскими мудрецами и записаны в наших святых книгах. Неверующие люди не перестают удивляться и поражаться, но верующий еврей воспринимает эти факты совершенно естественно, понимая, что наша Традиция получена непосредственно от Творца Вселенной, который прекрасно осведомлен о законах своего мироздания

Ключ от дождя

Рав Биньямин Блех

Последствия урагана «Сэнди» обсуждаются в мировых СМИ уже не первый день. Чему этот и другие природные катаклизмы способны научить людей?