Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда в наше время говорят о ешиве, думают действительно об организованном заведении, предлагающем комплексную программу, задуманную создателями крупнейшей ешивы Воложина в начале ХIХ века: конечно же, это место, где учатся, но студенты там также спят и едят и получают в этой обстановке воспитание и образование.

Настоящая подборка статей требует некоторого объяснения, в частности в плане используемой терминологии.

Читатель убедится, что мы вышли за рамки, которые данное слово дает возможность предположить. Действительно, слово «ешива» соответствует, в нашем представлении, заведению, предназначенному для учебы; но если здесь лишь учатся свободно и без принуждения, то слово «Бейт а Мидраш» подходит больше.

Когда в наше время говорят о ешиве, думают действительно об организованном заведении, предлагающем комплексную программу, задуманную создателями крупнейшей ешивы Воложина в начале ХIХ века: конечно же, это место, где учатся, но студенты там также спят и едят и получают в этой обстановке воспитание и образование. Стало быть, речь идет о более комплексном и определенном заведении, чем просто место учебы.

Консультируя исторические источники, замечаешь, что это заведение выбирает различные формы и структуры соответственно периодам времени: во времена наших предков оно, довольно парадоксальным образом, существует в форме «ешивы», посещаемой патриархом Яаковом, который прожил там четырнадцать лет. Во времена Мишны это скорее Бейт а Мидраш, иногда платный. В качестве примера, подтверждающего желание учится и усердие Гилеля, приводят следующий анекдот: не имея возможности поступить в ешиву, так как у него не было средств для оплаты учебы, он свисал с крыши здания, чтобы через форточку слушать занятия. И так до тех пор, пока во время снежной бури он не упал в обморок, покрытый толстым слоем снега.

В следующую эпоху, эпоху Гемары, мы являемся свидетелями быстрого развития ешив, которые предоставляют даже пособие части студентов, чтобы удовлетворить их потребности. Параллельно Бейт а Мидраш принимает два месяца в году большую часть других студентов.

Тем более трудно ограничится одним лишь Бейт а Мидрашем, так как в действительности Тора, такая, как мы ее знаем, является продуктом долгой истории: истории всех заведений в их различных формах, которые давали приют людям, склоненным над священными текстами и передающим свои знания новым поколениям.

Но каково на самом деле значение слова Ешива? Один из авторов ХIХ века (рав Борух Эпштейн, автор Тора Темима, в своем «Мекор Барух», автобиографическом произведении, в предисловии) дает следующее объяснение: слово ешива часто используется в наших источниках: «Человек, который узнает своего друга в ешиве» (Песахим 119а), «Чтобы было много в ешиве» (Санедрин 32б) и т.д. Этимологически оно, конечно, происходит от корня «лашевет», сидеть, так как, начиная с эпохи Мишны, сидели, но оно скрывает и второе значение: это не противоположность стоячему положению, но состояние покоя и свободы. Например, стих использует выражение «Сиди в суке в течение семи дней» — и Гемара объясняет, что нужно на неделю обосноваться в Суке. Очевидно, что здесь нет обязанности сидеть или запрета стоять! Слово «сиди» следует понимать в его вторичном значении, оставаться какое-то время в каком-то месте, не важно сидя или стоя.

Как другой пример автор также цитирует Раши и следующий Мидраш: когда Яаков захотел «сесть» («лешев») в земле Ханаана, он навлек на себя б-жий гнев и немного спустя у него произошло несчастье с Йосефом. Еще раз, то, в чем упрекают Яакова, это не желание сесть, но то, что он тешил себя мыслью обосноваться окончательно.

Значит вот, что означает слово ешива: спокойно и свободно устроиться для глубоких занятий.

Тора не является дополнительным элементом в жизни еврейского народа, своего рода культурой, которая, как бы она ни была гениальна, добавляет лишь оригинальную особенность Народу Книги. Она является естественным элементом, необходимым для жизни и эволюции Израиля, в котором он обретает всю свою душу. Доказательством служит то, что он способен начать учебу с самого раннего возраста и чувствовать себя в этом комфортно даже в пенсионном возрасте, в доме престарелых. Он учится, когда жизнь улыбается ему и продолжает это делать, даже когда он болен или когда наступают трудные времена. В этом он находит единственное, незаменимое спасение: «Если бы не Тора, которая составила мою радость, я пропал бы в бедности» (Теиллим, псалмы 119, 92)

Использование пророчества в изучении Торы

Передача Торы

Во вступлении к своему главному труду «Яд а-хазака» Рамбам приводит список различных мудрецов, обеспечивших передачу Торы с того дня, когда она была дана. Из этого документа ясно вытекает, что многие из них были одновременно пророками.

С двух последних эпох в этом списке имен начинается история второго Храма, а позднее история, собственно говоря, Мишны. Их имена первыми цитируются в Изречениях наших Отцов.

Составленный Рамбамом список тех, кто передавал Тору, включает большинство известных пророков. Они одновременно были и великими пророками своего времени, и главными передатчиками Торы; эти две роли не вредили одна другой, как говорит в дальнейшем Рамбам: «…В каждом поколении председатель суда или пророк поколения составляли для себя записи…»

Многочисленные пророки

Начиная со времен второго Храма, пророчества становятся редкими, в то время как в период первого Храма, было огромное количество тех людей, кто имел дар пророчества. Это там, в том самом бейт а-Мидраше, чью деятельность мы мало знаем, бесчисленные пророки готовились к получению пророческого вдохновения.

Наши мудрецы уточняют, что в одну лишь эпоху пророка Элияу в среде еврейского народа появилось шестьсот тысяч пророков.

Стихи, касающиеся эпохи пророка Элиягу, доказывают, что пророков в то время было очень много, несмотря на то, что Ахав и Изабель подвергали их гонениям и преследовали их. Овадия хвалится, что защитил несколько спасшихся пророков: речь идет о не менее ста человек…

Выясняется, что к тому моменту, когда Элиягу поднялся на небо, было очень много «сыновей пророков» или молодых пророков, вероятно, молодых людей на пути «специализации». Вот несколько стихов по этому поводу:

…Когда Предвечный приказал Элиягу подняться с вихрем на небо… Молодые пророки, обосновавшиеся в Бейт Эле, предстали пред Элиягу и сказали ему… Молодые пророки, обосновавшиеся в Иерихоне… Пятьдесят молодых пророков прильнули к ним и заняли место… «Среди слуг есть пятьдесят мужественных людей…»

Молодые пророки сказали Элише: «Ты видишь, что жилище, где мы обитаем с тобой, слишком узко для нас. Отпусти нас в Иордан, и там каждый из нас возьмет бревно, и мы устроим место обитания.»

Так как, учит отсюда Дорот а-Ришоним, место их учебы стало слишком маленьким из-за большого количества учеников. Этот автор хочет извлечь многочисленные доказательства, которые он приводит: совершенно очевидно, что эти пророки родились в обществе, где пророчество и учеба были обычным делом, поскольку учителя руководили местами учебы в различных городах страны и обучали Торе и способам приближения к Б-жественному слову.

из журнала «Мир Торы»


Царь Давид — легендарная фигура в еврейской истории. Кроме того, что он был царем и успешным воином, Давид много сил и энергии отдавал служению Всевышнему. Давид считается в еврейском народе величайшим праведником. Он сочинял восхваления — псалмы — в честь Б-га, он собрал книгу Теилим (Псалмов), многие из которых написаны самим Давидом. Именно Давид выкупил участок для постройки Храма и заложил его фундамент. Читать дальше

Царь Давид

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Давид. Поединок с Гольятом

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Когда в пределы Израиля вторглось войско филистимлян, Давид вызвался сразиться с богатырем Гольятом. После этой победы Давид завоевал любовь всего народа.

Давид. Мудрец, псалмопевец и пророк

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Оставаясь в Иерусалиме, Давид судил народ и изучал Тору. На вершине власти он сумел сохранить скромность.

Как назвать ребенка?

Переводчик Виктория Ходосевич

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.