Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Из многих книг еврейских мудрецов известно, что ешивы существовали в мире с самых древних времен. Еще до рождения наших праотцев: Авраама, Ицхака и Яакова, до начала истории еврейского народа

Из многих книг еврейских мудрецов известно, что ешивы существовали в мире с самых древних времен. Еще до рождения наших праотцев: Авраама, Ицхака и Яакова, до начала истории еврейского народа. Попробуем понять, что представляла собой ешива в те давние времена, как функционировало тогда это учебное заведение, так прочно связанное все же с современной еврейской культурой.

Бейт а-Мидраш Шема и Эвера

Все наши праотцы: Авраам, Ицхак и Яаков — учились в ешиве Шема и Эвера. Это была самая первая ешива на свете.

Шем — один из трех сыновей Ноаха. Ноах родился в 56 году второго тысячелетия, Шем родился 502 годами позже, в 1558 году. Он умер, когда Яакову было 50 лет, в 2158 году.

После потопа отец дал ему благословение: «Пусть Б-г пребывает в шатрах (Шема)». Это значит, что через Шема должна была передаваться людям Б-жественная мудрость. Он был специально выделен для того, чтобы сохранить и передать потомкам знание о Едином и Единственном Творце, Создавшем этот мир, так как народы мира постепенно превращались в язычников, поклонявшихся различными предметам или природным явлениям, развивалось множество разнообразных культов.

Эвер был правнуком Шема. Он родился в 1923—1837 году. Его отцом был Шелах. Он умер в 2197 году, когда Яакову было 79 лет.

В Мидраше сказано: «Тогда Он избрал двух выдающихся личностей, вышедших из отчего дома (без сомнения Мидраш, выбирая это выражение, хочет подчеркнуть, что Шем и Эвер были прямыми потомками Ноаха, главного действующего лица истории после потопа, единственно способного передать мудрость, исходящую от первого человека), которые беспрестанно предостерегали человечество».

Есть предположение, что Шем и Эвер участвовали в погребении Авраама. Существует мнение, что Яаков долго соблюдал траур после смерти Эвера.

Роль этих личностей

Трудно переоценить роль, которую сыграли Шем и Эвер в истории человечества. Обучение Торе играет первостепенную роль в их жизни. В Мидраше рассказывается, что Яаков учился в ешиве Шема и Эвера четырнадцать лет, после того как оставил дом своих родителей.

Но не он был первым учеником в этом учебном заведении. У Шема и Эвера учился и Авраам. Когда Творец показал Аврааму знаменитую книгу «Сефер Ецира», с помощью которой Он создал мир, то Авраам ничего не смог понять, читая ее. Тогда голос с Небес сказал ему:

— Ты хочешь думать, что твой ум подобен Моему? Ты не сможешь тут ничего понять в одиночку, иди к Шему и Эверу.

В Мидраше есть объяснение, что через три года, проведенных в ешиве, Авраам понял глубину этой книги.

Шем и Эвер создали еврейский суд. Одно из юридических решений, принятых им, применяется по сегодняшний день. Это суд Шема запретил внесупружеские связи.

Рассерженный Эсав все-таки не решился убить своего брата Яакова, так как побоялся, что суд Шема и Эвера спросит с него за это преступление. (В комментариях сказано, что эта инстанция выносила приговор по законам сыновей Ноаха и присуждала наказания, принятые в те времена.) А это значит, что Эсав боялся не зря, за убийство его могли приговорить к смертной казни.

Именно в суд Шема и Эвера пришла за советом Ривка, чтобы понять, что происходит с нею. Ведь ее дети (будущие Эсав и Яаков) уже во время беременности проявили свои склонности. Один, стремясь к постижению мудрости Всевышнего, толкался и хотел выйти, когда она проходила мимо Бейт а-Мидраша Шема и Эвера, другой же рвался к языческим идолам. В Торе сказано, что Ривка пошла «посоветоваться с Б-гом». Наши мудрецы, объясняя значение этой фразы, говорят, что она пошла к Шему и Эверу, которые предсказали ей происхождение двух совершенно разных народов от ее будущих сыновей.

Учеба наших предков

В первую очередь следует сказать, что учеба в ешиве Шема и Эвера не являлась каким-то возвышенным размышлением, как это можно было бы себе представить! Наш предок Яаков вынужден был оставить родительский дом после того, как получил благословение, предназначавшееся его брату. Родители, Ицхак и Ривка, велели ему отправиться к Лавану — брату матери и его дяде, чтобы найти жену. Но Яаков повиновался не сразу. Перед женитьбой он предпочел провести некоторое время в ешиве Эвера. Только спустя четырнадцать лет Яаков отправляется к дому Лавана. По пути останавливается на ночлег в месте нахождения будущего Храма. Раши сообщает, что здесь он в первый раз за все эти год лег поспать. В течение четырнадцати лет, проведенных у Эвера, он этого не делал — настолько велико было его усердие. Что же изучал Яаков? Какие тексты, какие идеи, какие темы?

Если положится на мнение некоторых мудрецов, то создается представление, что наши предки обладали классическими знаниями, переданными позже Моше на горе Синай, а через него и всему еврейскому народу. Конечно, многочисленные доказательства того, что наши предки исполняли заповеди Торы до ее дарования, также служат основанием. Например, Лот, племянник Авраама, ел мацу во время Песаха до установления этого праздника; Авраам, говорится в трактате «Йома» (28б), досконально соблюдал все заповеди Тору. Достаточно вспомнить обрезание, которое сделал Авраам себе и всем мужчинам в своем доме.

Эта практика выполнения заповедей доказывает, что наши предки очень глубоко знали и понимали учение Всевышнего. Более того, некоторые другие цитаты могли бы служить доказательством того, что они изучали те же тексты, что и мы!

Так у Авраама был, как и у нас, трактат, названный «Авода Зара». Только он содержал четыреста глав, в то время как в нашем — лишь пять. Отношения между Ицхаком и его сыном Эсавом в хорошие годы вертятся вокруг вопросов еврейского закона, которые последний задает своему отцу: «Нужно ли взимать десятину соли?»

Рамбам говорит, что Яаков учился со всеми своими детьми. Но при этом он отдавал предпочтение Леви. Он повелел своим детям, чтобы всегда Леви был во главе народа, дабы со временем Тора не была забыта.

Источник знаний наших предков

Обладали ли наши предки интуитивным знанием, были ли они наделены даром пророчества или же они поняли эти вещи лишь потому, что изучили их в ешиве Шема и Эвера?

Мидраш, похоже, приводит по этому поводу неоспоримый довод. В Торе сказано, что Яаков дал Йосефу «полосатую» одежду, знаменитую «ктонет пасим». В Мидраше объяснено, что эта фраза намекает на тот факт, что Яаков передал сыну все знания, полученные у Шема и Эвера.

Весьма вероятно, таким образом, что все знания в области Торы, полученные поколениями былых времен, были переданы им предками, начиная с первого человека, который знал и понимал все тайны мира.

В одном из комментариев к первой главе Торы «Берейшит» говорится:

— Он был мудрее ангелов, и Б-г дал ему книгу, из которой он узнал тайны, не понятные никаким другим людям. Он пришел к пониманию величия Хозяина мира, чего не удалось сделать даже ангелам (!..) Хоть ангелы и явились в момент его греха и отобрали у него книгу, Б-г согласился вернуть ему ее, чтобы мудрость не была забыта людьми.

Процитируем здесь «Кузари», также изобилующую мыслями такого рода:

— Адам, бесспорно, был совершенным созданием. На самом деле, произведение Мудрого и Всемогущего Творца, созданное из выбранного Им материала для придания ему желаемой формы, может быть лишь совершенством без изъянов (…) Он был наделен божественными возможностями. Я хочу сказать, что он достиг одного уровня с Б-гом и духовными сущностями в знании реального положения вещей без обучения, с помощью самого быстрого размышления.

Адам обучит своих детей этой мудрости, и они передадут ее. Великие люди, упоминающиеся в Торе как главы ряда поколений, были также теми, кто увековечивал эту мудрость, по мере того как остальные люди постепенно терялись, погружаясь в идолопоклонство.

У Адама было много детей, но единственным, кто удостоился стать его последователем, был Авель, который был похож на него (…). Среди них были также люди, к которым не приставало божественное, такие как Терах. Но сын Тераха — Авраам — был учеником своего дедушки Эвера, а знание учения Творца передавалось тогда от дедушек к внукам. Авраам был избранником среди детей Эвера и его учеником.

Такова и точка зрения «Зогара».

Получается, что общепринятое мнение о том, что мудрость Торы вдруг родилась у наших праотцев Авраама, Ицхака и Яакова, не верно. Великими мудрецами своего времени были никто иной, как Шем и Эвер, через которых великое учение Творца было передано последующим поколениям.

На этой стадии размышлений напрашивается другой вопрос: если два этих персонажа были настолько велики, почему в конечном итоге Авраам был избран, чтобы нести факел иудаизма и Торы?

Выбор Авраама

Такой вопрос был задан Раавадом. Он отвечает на него, уточняя, что лишь в Вавилоне, где находился Авраам, а не в Эрец Исраэль нужно было сокрушить идолов. Похоже, впрочем, что даже у Авраама, сразу по прибытии на святую землю, была задача лишь возвестить о существовании Б-га, не было необходимости бороться за свержение идолов. Без сомнения жители Эрец Исраэль не следовали новым языческим культам таким радикальным образом, как чужеземцы. В любом случае Шем и Эвер, живущие в Эрец Исраэль, не добились, следовательно, таких высоких заслуг, как Авраам, вынужденный физически бороться, чтобы разрушить идолов.

Мидраш говорит, что Шем и Эвер прятались у себя в ешиве, в то время как Авраам шел к людям и распространял истину. В самом тексте Торы можно прочесть о причине избрания Авраама: «Так как Я знаю, что он сумеет вложить знания в детей». Эта фраза заставляет думать, что Шем и Эвер не занимались широким распространением знаний, воспитывая лишь своих детей.

Но в любом случае мы видим, что изучение Торы в ешивах существовало с самых древних времен, возможно даже начиная с сотворения мира.

из журнала «Мир Торы», Москва


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше