Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.

О Песне на море и о различии между духом святости (руах акодеш) и обычным пророчеством

Пророчество, которое Б-г благословенный посылает людям, существенно отличается от духа святости, руах акодеш, с помощью которого пророчествуют совершенные в вере евреи. Пророчество — это определенное воздействие на разум пророка и на его воображение. В момент, когда он произносит свое пророчество, его собственная сила погружается в сон, его чувства перестают действовать и душа его занята только постижением пророчества. Теперь он сообщит людям то, что увидел или услышал, независимо от того, хочет ли он этого. Его рассказ будет вынужденным и не будет результатом осознанного решения. Пророк Йешаяу говорит об этом: «То, что услышал я от Б-га Воинств, я сообщил вам», — а пророк Амос даже дважды засвидетельствовал: «Именно это показал мне Б-г».

А дух святости, руах акодеш, действует не так. Через него не передаются образы и притчи, знание принимается не во сне, и чувства не отключаются. Пророк сам выбирает, о чем он хочет поговорить: желает ли он произнести слова мудрости или прославления Б-га, наставить или предостеречь евреев или выбрать какую-то другую тему. А поскольку в своих речах этот человек опирается на дух Б-га, получая прямую помощь Свыше, эта ступень и названа духом святости, руах акодеш. Ее можно считать подготовительной ступенью перед истинным пророчеством.

Великий Рамбам в Морэ невухим (48:2), говоря об уровнях пророчества, указывает, что один и тот же человек временами получает пророчество одного типа, а временами — другого, более низкого уровня. Никто ведь не пророчествует все время: получив пророчество, пророк высказывает его, а затем связь с Б-гом прерывается и пророческая сила на какое-то время оставляет его. То же самое относится и к уровням пророчества: иногда пророк может удержаться на высшем уровне пророчества, а иногда пророчествует на более низком уровне или даже спускается еще ниже, на уровень духа святости.

Теперь ты можешь сам понять и осознать, что любая Песнь, которую ты находишь в книгах пророков, — это текст, который они сами составили, опираясь на дух пророчества, а вовсе не получили от Б-га в готовом виде. Этим Песни разительно отличаются от пророческих видений, которые представляют собой истинные пророчества и стоят гораздо выше уровня руах акодеш, согласно определению, которое дает Рамбам. Песнь же всегда есть произведение самого пророка, созданное им сознательно с помощью духа святости, когда чувства и сознание продолжают работать. Я уже объяснил, как действует пророчество этого типа: пророк иногда получает истинные видения, а иногда пророчествует, не засыпая, и связывает слова в красивые и гладкие фразы с помощью духа святости.

Вот, например, пророк Шмуэль. Он создал и свою книгу, и книгу Шофтим путем истинного пророчества, и именно поэтому они помещены в Танахе среди книг Пророков. И, тем не менее, он же написал свиток Рут, не содержащий пророчества и относящийся не к Пророкам, а к Писаниям! Пророк Йирмеяу тоже оставил нам пророческие книги: свою книгу и книгу Мелахим, — и, помимо этого, написал книгу Эйха, вошедшую в Писания.

Итак, Песнь представляет собой продукт личного творчества пророка, созданный с помощью определенной ступени пророчества, называемой «духом святости», руах акодеш. Поэтому Писание все время связывает Песнь с ее автором: «Тогда запел Израиль…», «И запела Двора и Барак, сын Авиноама…», «Песнь Песней, которую создал Шломо…» И пророк Йешая сказал: «Воспою я другу моему…» Он счел произнесенную им Песнь своей, потому что сочинил ее, а не получил готовой в пророческом видении.

И такими же словами начинается и Песнь на море: Тогда воспели Моше и сыновья Израиля эту Песнь и провозгласили: «Воспою Б-гу…», — поскольку они сами сочинили ее, а затем сами пропели. Поэтому в ней уместна и молитва о будущей победе: «Да падет на них ужас…», «Введи нас и насади нас на горе Твоего удела …»

Возможно, ты хочешь задать вопрос: а как же тогда Песнь Аазину, «Слушайте, Небеса…», которую Б-г передал Моше и Йеошуа уже готовой? Ответ таков: она потому называется Песнью, что Б-г повелел Моше прочесть ее как свое собственное произведение, как будто она родилась на его собственных устах, а не была получена от Б-га. Поэтому Б-г сказал о ней: «А сейчас запишите себе эту Песнь…» И сам текст доказывает это: он ведь написан от первого лица! «Послушайте, Небеса, и я буду говорить…», «Когда я возглашу Имя Б-га…» и многие другие выражения, указывающие на Моше-рабейну как на автора. А завершил Моше словами: «Положите на сердце ваше все слова, которые я говорю вам ныне… ибо это не пустое для вас». Ведь все эти фразы доказывают, что Моше-рабейну произносил слова Песни, как если бы сам сочинил ее.

Те слова, которые получены через истинное пророчество, никогда не называются Песнями, поскольку созданы не самим пророком, не его желанием и не с помощью духа святости, а получены через пророчество в уже готовом виде. Но притчи, которые пророки создали сами, сами сочинили их, воспользовавшись духом святости, руах акодеш, — эти произведения как раз и называются Песнями. Именно такой была Песнь на море, созданная Моше-рабейну ради восхваления и прославления Б-га, ответившего ему в час бедствия, и ради этого же создала свою Песнь его сестра Мирьям и исполнила ее с танцем и под бубен, о чем тоже рассказывает Писание.

Однако эти Песни — не просто стихи. Они вошли в Писание: и в Тору, и в другие разделы Танаха, поскольку Б-г принял их и повелел внести их в Б-жественную Тору. Таким образом, в конечном итоге получается, что составил эту Песнь сам Моше-рабейну, а в Тору ее поместили по прямому указанию Самого Б-га.

с разрешения издательства Швут Ами


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»