Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель и педагог, руководитель ешивы Мир

Раби Элиэзер-Йеуда бар Натан-Цви Финкель из Мира (5639-5725 /1879-1965/ гг.) — выдающийся законоучитель и педагог, руководитель ешивы Мир.

Сын одного из основателей движения Мусар р. Натана-Цви Финкеля, известного как Саба из Слободки.

Учился в Слободке под руководством отца, а также в ешивах Кельма, Глуска и Радина.

В 5657 /1897/ году отец направил его с группой из четырнадцати своих учеников в г. Слуцк, где создавалась новая ешива — филиал ешивы в Слободке. Здесь он стал одним из ближайших учеников руководителя этой ешивы р. Исера-Залмана Мельцера.

В 5663 /1903/ году р. Элиэзер-Йеуда женился на дочери р. Элияу-Баруха Камая, возглавлявшего общину и ешиву белорусского городка Мир. Поселившись в Мире, он стал ближайшим помощником тестя в руководстве ешивой, а начиная с в 5667 /1907/ года возглавил ее.

В этот же период на пост машгиаха был приглашен другой выпускник Слободки р. Йерухам Лейвович, и ешива г. Мира приобрела новый облик, приблизившись по своему уровню к ведущим учебным заведениям, принадлежащим к движению Мусар, — таким, как ешивы в Слободке, Телзе (Тельшае) и Слуцке.

В 5681 /1921/ году, после шести лет скитаний военного времени, ешива возвратилась в Мир, вошедший в состав независимой Польши.

Р. Элиэзер-Йеуда привлек к преподаванию в ешиве старшего брата своей жены р. Авраама-Цви Камая, ставшего новым главным раввином г. Мира, а также двух одаренных молодых знатоков Торы — р. Йехезкеля Левинштейна и своего зятя р. Хаима Шмулевича.

В период между двумя мировыми войнами ешива приобрела статус одного из мировых центров изучения Торы — к середине 5690-х /1930-х / годов число учеников в ней возросло до пятисот, причем, многие из них приезжали из других стран, в том числе, и из США (Р. Дов Кац, Тнуат амусар 3 с.54).

Р. Элиэзер-Йеуда самоотверженно заботился о каждом ученике. По свидетельству его близких, он особенно любил, когда студенты делились с ним самостоятельно сделанными открытиями. Р. Хаим Шмулевич вспоминал, что глава ешивы «мог с увлечением выслушать или прочитать сотню и более сочинений учеников подряд — и, несмотря на то, что все они строились на одном и том же талмудическом материале, хорошо известном ему, он впивался в последнее сочинение с не меньшей жаждой, чем в первое» (Везэ шаар ашамаим с.575-576; Маасей авотейну, Аазину).

С началом второй мировой войны в 1939 году г. Мир оказался в зоне советской оккупации — еврейские общинные учреждения сразу же подверглись репрессиям, и ешиве угрожало закрытие.

В этой обстановке, осенью 5699 /1939/ года, одному из учеников удалось услышать сквозь треск и свист советских «глушилок» передачу лондонского радио, в которой сообщалось, что советское правительство планирует передать захваченный Красной армией город Вильно (Вильнюс) под суверенитет независимой Литвы. В последующие двое суток все студенты, а также большинство преподавателей ешивы покинули Мир — они успели обосноваться в Вильно, и были «вручены» Литве вместе с городом (Е. Ляйтнер, Спасение Торы из огня Катастрофы с.19-20).

Сразу же после этого р. Элиэзер-Йефяуда принял решение перевести свою ешиву в полном составе на Землю Израиля, однако из-за эмиграционной квоты, установленной британскими властями подмандатной Палестины, ему не удалось добыть необходимое количество сертификатов, дающих право на легальный въезд в страну. После того как летом 5700 /1940/ года Литва была «добровольно» присоединена к СССР, р. Элиэзер-Йеуда стал настойчиво искать пути бегства из социалистической западни. Он создал особую группу «дипломатов», в которую вошли наиболее инициативные студенты, — в кратчайший срок им удалось достать выездные визы для большинства сотрудников и учащихся ешивы. В начале зимы 5701 /1940/ года ешива выехала поездом из Ковно (Каунаса) во Владивосток, а оттуда — на корабле в Японию (Зерах Вархафтиг, Уцелевшие в годы Катастрофы с.73-75).

Сам же р. Элиээзер-Йеуда не последовал за ешивой, а воспользовался палестинским сертификатом, предоставленным ему и его семье: той же зимой он отбыл через Одессу и Стамбул на Землю Израиля и поселился в Йерушалаиме.

К 5704 /1944/ году он собрал вокруг себя небольшую группу учеников, призванную стать ядром возрожденной ешивы Мир. После окончания войны к нему присоединилась часть студентов, переживших эти годы в Японии и китайском городе Шанхае.

В 5709 /1949/ году состоялось официальное открытие ешивы, а к 5713 /1953/ году в иерусалимском квартале Бейт-Исраэль для нее было возведено особое здание.

Новое помещение было рассчитано на сотни учеников, хотя к тому времени в ешиве училось лишь несколько десятков студентов. Р. Элиэзер-Йеуда сказал с улыбкой, что «придет день, когда в зале будет не хватать мест». И действительно, к середине 5720-х /1960-х/ годов в Мире занималось уже более двухсот учеников, а позднее — и более тысячи (Везэ шаар ашамаим с.536-537).

На протяжении всей жизни р. Элиэзер-Йеуда не прерывал многочасовых, упорных занятий — как правило, в течение каждого года он заканчивал полный цикл изучения всего Талмуда.

«Как ты можешь ложиться спать, если не занимался, как минимум, четырнадцати часов в день?! — спросил он как-то одного из внуков. — Я просто не могу понять этого!» (там же с.575).

Его хидушим (аналитические заметки) к Талмуду были собраны в книге, озаглавленной Диврей Элиэзер (Речения Элиэзера).

В мире ешив эта книга и сегодня является важным пособием при изучении Талмуда.

Р. Элиэзер-Йеуда Финкель умер девятнадцатого Тамуза 5725 /1965/ года.

Во главе ешивы его сменили зять р. Хаим Шмулевич и сын р. Биньямин-Бениш Финкель.

 

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»