Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Лучше человеку исполнять чуждую ему работу, но не нуждаться в милости других»В. Талмуд, Бава Батра 110а
Рабби Исраэль Салантер разработал морально-этическое учение, которое помогло восточноевропейскому еврейству преодолеть трудности. Сферой концентрации мусара стали прославленные ешивы Литвы.

Но не все в жизни восточноевропейского еврейства в девятнадцатом веке было печально и мрачно. У еврейского народы есть уникальный талант творческой продуктивности, оптимизма и жизненности даже в самые плохие времена. Достижения ученых, идеи, литература и коммерция евреев в средние века, при крестоносцах, инквизиции и постоянных войнах в Европе поражают. Поэтому, несмотря на преследования царя, жестокие погромы, гнетущую бедность и внутренние проблемы, создание нового движения этического возрождения в среде евреев Восточной Европы не выглядит таким удивительным и неожиданным.

Новое движение, Мусар,1 началось в Литве в 1850 году и оказывало продолжительное влияние на евреев, их учебные заведения и общество. По своей природе мусар не мог стать массовым движением,2 но его жизнеутверждающая сила ощущались на всех уровнях еврейского общества. В течение поколений оно формировало еврейских лидеров, особенно раввинов.

Это движение было плодом сознания и усилий одной великой личности, блестящего мыслителя рава Исраэля Липкина, из Саланта3 (Литва) (1810-1883). Его называли в еврейском мире рав Исраэль Салантер. Он родился в Заагере (Литва) в 1810 году, и его отец, рав Зеэв Вольф Липкин сам учил его Торе. У него с детства был гениальный ум и феноменальная память, скоро он прославился талмудической ученостью и блестяще овладел пилпулем. Но его отец скептически относился к пилпулистическому4 методу толкования, поэтому послал его в Салант учиться к раввину этого местечка Цви Гиршу Бройдо, славящемуся аналитическим методом изучения Торы. Рав Исраэль оставался в Саланте пятнадцать лет, женился там5 и обрел еще большую известность знаниями и гениальностью.

В Саланте рав Исраэль пережил личное изменение. Он оставил пилпуль и усилил поиск простоты и интеллектуальной точности изучения материала.6 Его взгляд и цели созрели, он стал учителем и лидером. Но главное, он нашел для себя наставника, великого рава Зунделя7 из Саланта, он стал для него образцом для подражания.

Рав Зундель направил его к мусару и убедил, что это путь к совершенству и служению Творцу. Рав Исраэль сравнил этого самоотверженного, скрывающего свою святость человека, с «лестницей, поставленной на земле, с вершиной, достигающей Неба». А о себе в последние годы по сравнению с ним говорил так: «До сих пор я еще не достиг его коленей».

Рав Зундель не занимал раввинских постов, но был известен ученостью, благочестием и эрудицией. Несомненно, его влияние сказалось на том, что и рав Исраэль никогда не принимал официального раввинского поста.8 Он сказал раву Салантеру: «Изучай мусар и будешь богобоязненным человеком»! Первая книга мусара, которую изучал сам рав Зундель — Месилат йешарим («Путь праведных») рава Моше Хаима Луццато. Рав Исраэль сделал эту книгу основой изучения мусара, такой она и осталась. Короче, можно сказать, что рав Исраэль был отцом мусара, а рав Зундель — его дедушкой.

В 1840 году рав Исраэль покинул Салант и переселился в Вильно. Вначале он поехал туда один, чтобы учиться.9 Вскоре к нему присоединилась жена с детьми, и он стал в Вильне главой ешивы Ремэйлес.10Однако изза внутренних трений рав Исраэль вскоре ее оставил и основал свою ешиву в Зорасе, пригороде Вильно.

Он соединял в себе харизму и святость с талантом оратора и логичным, адекватным подходом к разрешению трудностей Талмуда, что привлекало к нему много замечательных студентов. Он давал уроки не только в Зорасе, но регулярно посещал много синагог и домов учения в Вильно, где преподавал разным группам. Оттуда распространилась и утвердилась его слава одного из ведущих талмудистов своего времени. С позиции уважаемого за свои достижения человека он обратился к делу своей жизни — созданию движения Мусар.

В 1845 году в Вильно рав Исраэль очертил свою программу этического обновления традиционного еврейства. Через сто лет после революции хасидизма мусар предложил подобную революцию для митнагдим. Рав Исраэль хотел возвысить еврейскую жизнь, восстановив первичность нравственных принципов как ключ к осмысленному религиозному соблюдению и изучению Торы. Он думал приблизить поражение сил Реформы и Аскалы не атакой или диспутами, а внутренней перестройкой традиционного лагеря на превосходящей этической и поведенческой основе. Он собирался углубить религиозную верность и ценностную систему евреев на индивидуальном и общинном уровне. Все аспекты еврейской жизни — образование, коммерция, семья, отношения общины с правительством и неевреями — должны были измеряться стандартами мусара, традиционной еврейской этики.

Для этого он создал план из четырех частей. 1. Печать и распространение книг по мусару. 2. Регулярные лекции и беседы на темы мусара в синагогах и частных домах. 3. Создание особых «домов мусара» во всех общинах и районах для его преподавания и изучения. 4. Воспитание когорты избранных учеников, занятых укреплением и распространением движения. Эта программа стала осуществляться, а рав Исраэль и его идеи обрели широкую популярность не только среди ученых, но и масс виленских евреев.

В сороковых годах девятнадцатого века Аскала была на подъеме. Особенно очевидно это было в Вильно, где жили и активно пропагандировали свои идеи многие лидеры Аскалы. Они высоко ценили рава Исраэля, его личность и философию и надеялись, что он может стать их союзником. Маскилим принципиально неверно понимали рава Исраэля, в итоге это заставило его покинуть Вильно.

В 1848 году русское правительство по настоянию и под руководством Аскалы11 основало две новые официальные раввинские семинарии, целью которых был выпуск «современных» раввинов. Одна из них открылась в Вильно, и раву Исраэлю предложили преподавать там Талмуд. Благодаря его славе маскилим предвкушали, что его участие даст легитимацию новой семинарии в глазах еврейского мира. Идея была верная, но они выбрали не того человека. Поскольку царское правительство поддерживало Аскалу в создании новых семинарий и поэтому вмешивалось в их работу, рав Исраэль счел невозможным оставаться в Вильно. Он был убежденным противником Аскалы и никогда бы не стал участвовать в их учебных заведениях. В 1849 году он переселился в Ковно (Каунас).


1 Буквально «наказание». Но смысл этого слова — этика.

2 Хотя рав Исраэль ожидал, что массы примут это движение и присоединятся к нему, оно обращено, прежде всего, к ученым, интеллектуальным людям. Одной из основных сфер концентрации мусара были литовские ешивы девятнадцатого и двадцатого веков.

3 Из этой маленькой литовской деревни вышли в девятнадцатом веке три гиганта еврейского мира: рав Зундель, рав Исраэль и рав Шмуэль Салантеры (из Саланта). Рав Шмуэль был лидером ашкеназских раввинов Иерусалима более семидесяти лет, до самой смерти в 1909 году.

4 См. прим. к главке о раве Хаима из Воложина.

5 Его жена, Эстер Эйзенштейн, умерла в 1871 году в Вильно. У них были четыре сына и две дочки.

6 Он никогда больше не пользовался пилпулем в занятиях Торой. Теперь, изучая Талмуд, он старался больше анализировать, яснее и глубже понимать текст и комментарии, а не уходить в сравнения разных случаев.

7 Гигант духа, он родился в 1786 году и был одним из основных учеников рава Хаима из Воложина. В 1838 году со своим знаменитым зятем равом Шмуэлем из Саланта он переехал в Иерусалим, где умер во время эпидемии холеры в 1866 году.

8 Рассказывают, что рав Исраэль и рав Шмуэль Салант договорились никогда не принимать официального раввинского поста, не писать книг и не заниматься кабалой!

9 Поруш — ученый, который на время оставляет для изучения Торы семью. Это было принятой практикой в девятнадцатом веке.

10 Она была основана в 1827 году и достаточно известна. В 1831 году она получила в подарок здание на заднем дворе известного в Вильно еврея реб Мэйле, что и дало прозвище ешивы, образованное от его имени.

11 Как уже упоминалось ранее в разделах о ешивах, Аскале и русском притеснении.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Саморазвитием называют самостоятельный процесс совершенствования себя, который реализуется путем приобретения новых и развития имеющихся навыков, а также за счет преодоления вредных привычек. Религиозные евреи считают самосовершенствование смыслом жизни Читать дальше

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 9. Возвышение и совершенствование души и ее качеств

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

Дерех Хаим 29. Комментарий Маараля на трактат Авот. 2:12

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Совершенство достигается в трех областях — в отношениях с другими людьми, в отношениях со Всевышним и собственное, внутреннее совершенство. Правильный вектор в отношениях с другими достигается через уважение к чужому имуществу.

Храм. Разрушение и возрождение

Рав Ашер Кушнир

За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Отрывки из трактата «Авот» — «Поучения отцов»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Комментарии на некоторые отрывки трактата об этике

Выражение мыслей вслух — тайна глубокого понимания

Рав Ноах Вайнберг

Научись выражать свои мысли вслух. Слова представляют собой мост между теоретическим и практическим, с их помощью ты можешь проверить, насколько ты веришь в то, что говоришь, и насколько ты следуешь тому, во что веришь

Элуль. Пробуждение «больших мозгов»...

Рав Ашер Кушнир

Стенограмма аудиолекции рава Ашера Кушнира « Элуль. Пробуждение Больших Мозгов »

Привычки и ноги

Мирьям Климовская

Способность привыкать и действовать автоматически заложена в нас для нашей же пользы. Без нее мы не могли бы нормально функционировать. Если бы мы не могли привыкать к изменениям в своей жизни, если бы боль от утраты близкого человека ощущалась так же остро, как и вначале, если бы дрожь в коленках при поступлении на новую ответственную работу сопровождала нас и годы спустя, мы бы ничего в жизни не добились.

Дерех Хаим 27. Комментарий Маараля на трактат Авот. 2:10

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Качеством, помогающим достичь совершенства, является гармония. Человек должен быть в гармонии с Б-гом, людьми и самим собой. Наши мудрецы подробно объясняют, каким образом можно этого добиться.

Что такое Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма

Рав Йегуда Лейб Ашлаг

В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.

Начни сначала — Рош аШана

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Тот, кто желает возвысить и усилить свою способность к новому творению и к обновлению, должен максимально использовать духовный прилив Рош аШана.

«Совершенная мера» 1. Общее описание путей преодоления плохих качеств

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

Желающий покинуть свой дурной путь должен взвесить свои качества на весах справедливости. Ибо сначала необходимо поразмыслить о своих плохих качествах и хорошенько их узнать.