Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Из-за урбанизации евреи покидали местечки и переезжали в крупные города. Светские СМИ всячески поощряли отход от традиций предков.

Объединяя противоположные тенденции к ассимиляции и светскому еврейскому национализму, светские евреи создали новую Библию, новый народ, новый язык, новую религию и нового еврея. В этой новой Библии слово Бог повторялось сотни раз, но Сам Бог был устранен из смысла и поучений этой книги. Новый народ был основан на национализме девятнадцатого века, но лишен единства традиции и общих ценностей. Новый язык, иврит, возрожденный из древнего святого языка, потерял этическую ценность и святую цель.3 Новая религия светского гуманизма, агностицизма и даже атеизма должна была заменить строгие требования и ежедневную дисциплину традиционной еврейской жизни. Речь шла о создании еврея, который сможет занять место полноправного члена мирового сообщества без промедления и ограничений, пожертвовав ради этого своей уникальностью, а затем и душой.

Светские люди сразу овладели оружием современности, средствами массовой информации. Еврейские газеты, Арихив исрэлит,4 Амагид,5 Амелиц,6 Кармель7 и Цфира8 все были светскими и противостояли тысячелетней миссии и смыслу иудаизма.9 Печатное слово для еврейства было святым благодаря долгой традиции учености и книг, никто не относился к печатному слову индифферентно. Поэтому, хотя у этих газет было немного читателей, они очень сильно влияли на еврейскую жизнь. Тот факт, что многие из них выходили на иврите, усиливал в глазах читателей их подлинность, хотя их содержание было главным образом направлено против традиции, если не прямо против евреев.

И наконец, традиционное еврейство страдало от крушения географической и экономической инфраструктуры своего общества. Процесс урбанизации, начатый в девятнадцатом веке, набирал полную силу, и евреи, которые веками жили в сельских районах Польши и России, мигрировали в города. Они теперь составляли почти треть населения Варшавы, четверть популяции Лодзи и жили в больших количествах в Вильне, Белостоке, Одессе, Киеве, Мемеле, Риге и Минске.

Урбанизация всегда испытание. Талмуд характеризует городскую жизнь как «трудную»,11 физически и духовно обессиливающую. Новое окружение, теснота, скученное проживание, духовная пустота и принятая аморальность жизни большого города, спешка, напряжение и поверхностность метрополии — все это вело к эрозии старой веры, ее системы ценностей и жизненного стиля.

Традиционное еврейство очень пострадало от переселения из деревни в город. Ослабли семейные связи и кегила. Теперь оторваться от общества стало несравненно легче, а новый светский мир стал ближе и привлекательнее, он возбуждал и соответствовал городской жизни. Синагога перестала быть жизненным центром. Маленькие молитвенные группы и дома, штиблахи,12 стали нормой, особенно среди хасидов в больших городах, это тоже подрывало центральное положение синагоги, способствовало раздроблению традиционного еврейства, диффузии его силы и влияния.

Эффекты индустриализации

Индустриализация в России конца девятнадцатого века шла удивительно быстро. Несмотря на всю неэффективность и коррупцию царского правительства, Россия превратила себя в современную индустриальную державу. Но вместе с прогрессом пришла боль. Эксплуатация, тяжелые условия, многочасовая работа, низкая оплата, травмы на производстве и деморализация машинного труда были уделом рабочих. Они производили текстиль, плавили железо, трудились в механических цехах, занимались обработкой леса и плотницким делом. Работа была тяжелая, а плата низкая. Болезни, грязь, унижение и депрессия вошли в их жизнь. Стало труднее уделять время для учебы и молитвы, неукоснительно выполнять заповеди, сосредоточиваться на духовной жизни.


2 Еврейская медицина, Джеральд Эпштейн т. 4. №1, 1987, стр.63. Основная его идея в том, что Фрейд и Маркс отчаялись корректировать и контролировать основные инстинкты человека и поэтому отказались от идеи нравственной вины, поощрив этим революцию и оправдывая насилие и похоть.

3 Модифицированное «сефардское» произношение распространялось среди ашкеназских евреев для убеждения в том, что новый иврит не следует воспринимать как традиционный святой еврейский язык, на котором пишут и говорят раввины, мыслители и законоучители.

4 Стала выходить в Париже в 1840 году.

5 Стала выходить в Пруссии в 1856 году.

6 Стала выходить в Одессе в 1860 году

7 Стала выходить в Вильне в 1860 году.

8 Стала выходить в Варшаве в 1862 году.

9 Ситуация, которая в основном сохраняется до сих пор. В Западной, а позднее и Восточной Европе, были традиционные газеты и периодические издания, но битва в средствах информации была еще прежде выиграна светскими.

11 Вавилонский Талмуд, Ктубот 1106.

12 На идиш «маленький дом» (молитвы).

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя