Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Четверо называются злодеями — поднимающий руку на товарища, даже если и не ударил его, берущий в долг и не возвращающий, наглый, который не уважает того, кто больше его, и тот. кто участвует в раздорах.»Мидраш
Из-за урбанизации евреи покидали местечки и переезжали в крупные города. Светские СМИ всячески поощряли отход от традиций предков.

Объединяя противоположные тенденции к ассимиляции и светскому еврейскому национализму, светские евреи создали новую Библию, новый народ, новый язык, новую религию и нового еврея. В этой новой Библии слово Бог повторялось сотни раз, но Сам Бог был устранен из смысла и поучений этой книги. Новый народ был основан на национализме девятнадцатого века, но лишен единства традиции и общих ценностей. Новый язык, иврит, возрожденный из древнего святого языка, потерял этическую ценность и святую цель.3 Новая религия светского гуманизма, агностицизма и даже атеизма должна была заменить строгие требования и ежедневную дисциплину традиционной еврейской жизни. Речь шла о создании еврея, который сможет занять место полноправного члена мирового сообщества без промедления и ограничений, пожертвовав ради этого своей уникальностью, а затем и душой.

Светские люди сразу овладели оружием современности, средствами массовой информации. Еврейские газеты, Арихив исрэлит,4 Амагид,5 Амелиц,6 Кармель7 и Цфира8 все были светскими и противостояли тысячелетней миссии и смыслу иудаизма.9 Печатное слово для еврейства было святым благодаря долгой традиции учености и книг, никто не относился к печатному слову индифферентно. Поэтому, хотя у этих газет было немного читателей, они очень сильно влияли на еврейскую жизнь. Тот факт, что многие из них выходили на иврите, усиливал в глазах читателей их подлинность, хотя их содержание было главным образом направлено против традиции, если не прямо против евреев.

И наконец, традиционное еврейство страдало от крушения географической и экономической инфраструктуры своего общества. Процесс урбанизации, начатый в девятнадцатом веке, набирал полную силу, и евреи, которые веками жили в сельских районах Польши и России, мигрировали в города. Они теперь составляли почти треть населения Варшавы, четверть популяции Лодзи и жили в больших количествах в Вильне, Белостоке, Одессе, Киеве, Мемеле, Риге и Минске.

Урбанизация всегда испытание. Талмуд характеризует городскую жизнь как «трудную»,11 физически и духовно обессиливающую. Новое окружение, теснота, скученное проживание, духовная пустота и принятая аморальность жизни большого города, спешка, напряжение и поверхностность метрополии — все это вело к эрозии старой веры, ее системы ценностей и жизненного стиля.

Традиционное еврейство очень пострадало от переселения из деревни в город. Ослабли семейные связи и кегила. Теперь оторваться от общества стало несравненно легче, а новый светский мир стал ближе и привлекательнее, он возбуждал и соответствовал городской жизни. Синагога перестала быть жизненным центром. Маленькие молитвенные группы и дома, штиблахи,12 стали нормой, особенно среди хасидов в больших городах, это тоже подрывало центральное положение синагоги, способствовало раздроблению традиционного еврейства, диффузии его силы и влияния.

Эффекты индустриализации

Индустриализация в России конца девятнадцатого века шла удивительно быстро. Несмотря на всю неэффективность и коррупцию царского правительства, Россия превратила себя в современную индустриальную державу. Но вместе с прогрессом пришла боль. Эксплуатация, тяжелые условия, многочасовая работа, низкая оплата, травмы на производстве и деморализация машинного труда были уделом рабочих. Они производили текстиль, плавили железо, трудились в механических цехах, занимались обработкой леса и плотницким делом. Работа была тяжелая, а плата низкая. Болезни, грязь, унижение и депрессия вошли в их жизнь. Стало труднее уделять время для учебы и молитвы, неукоснительно выполнять заповеди, сосредоточиваться на духовной жизни.


2 Еврейская медицина, Джеральд Эпштейн т. 4. №1, 1987, стр.63. Основная его идея в том, что Фрейд и Маркс отчаялись корректировать и контролировать основные инстинкты человека и поэтому отказались от идеи нравственной вины, поощрив этим революцию и оправдывая насилие и похоть.

3 Модифицированное «сефардское» произношение распространялось среди ашкеназских евреев для убеждения в том, что новый иврит не следует воспринимать как традиционный святой еврейский язык, на котором пишут и говорят раввины, мыслители и законоучители.

4 Стала выходить в Париже в 1840 году.

5 Стала выходить в Пруссии в 1856 году.

6 Стала выходить в Одессе в 1860 году

7 Стала выходить в Вильне в 1860 году.

8 Стала выходить в Варшаве в 1862 году.

9 Ситуация, которая в основном сохраняется до сих пор. В Западной, а позднее и Восточной Европе, были традиционные газеты и периодические издания, но битва в средствах информации была еще прежде выиграна светскими.

11 Вавилонский Талмуд, Ктубот 1106.

12 На идиш «маленький дом» (молитвы).

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.